Ученые Новосибирского государственного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ обнаружили перспективный фармакофор, который поможет при создании противовирусных, противоопухолевых и антибактериальных препаратов. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecules.

Белок восстановления ДНК урацил-ДНК-гликозилаза (УНГ, UNG) способен защитить геном живого организма от повреждений. Например, он отслеживает и исправляет нарушения в звене ДНК цитозине, который при взаимодействии с водой трансформируется в урацил и вызывает мутации и гибель клетки. Однако репарация ДНК не желательна во время химиотерапии, потому что восстанавливает раковые клетки и повышает вирулентность опасных бактерий и вирусов.

Исследователи изучили 1027767 лигандов и выяснили, что новый фармакофор может применяться в производстве лекарств для противоопухолевой, противовирусной и антибактериальной терапии, т.к. сдерживает восстанавливающее действие урацил-ДНК-гликозилазы.

«В ходе экспериментов мы выявили, что соединения, которые с разной степенью эффективности подавляют фермент UNG, обладают общим фрагментом – тетрагидро-2,4,6-триоксопиримидинилиденом. В фармакологии подобные фрагменты, отвечающие за активность лекарства, называются фармакофорами. Наш активный фрагмент оказался новым и уникальным: существующие ныне ингибиторы УНГ основаны на соединениях с другой пространственной структурой. Взяв этот фармакофор за основу, можно заниматься дальнейшими исследованиями по созданию препаратов и улучшению их характеристик (активности, усвоению организмом и т.д.)», — рассказал доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, профессор Факультета естественных наук НГУ Дмитрий Жарков.

Компьютерный анализ пространственных структур помог ученым выбрать 378 лигандов. Из них были взяты 19 потенциально активных и 4 потенциально неактивных химических соединения. В экспериментах проверяли, насколько соединения способны вмешиваться в активность УНГ человека и вируса осповакцины.

Источник фото: архив портала «Научная Россия»