Команда ученых, представляющих Космический центр имени Линдона Джонсона НАСА (США) и Копенгагенский университет (Дания), под руководством Питера Норска (Peter Norsk) представила данные новых исследований об изменениях в человеческом организме в условиях невесомости. Ученые выяснили, что длительное пребывание в космосе ведет к перераспределению крови в организме, основной объем ее смещается в верхнюю половину тела, что может приводить к различным сбоям в работе органов. Результаты исследования опубликованы в журнале The Journal of Physiology.

Ученые исследовали образцы крови космонавтов до полета и после 3-6-месячного пребывания в космосе на Международной космической станции. Выяснилось, что концентрация крови в органах нижней половины тела значительно падает, и, напротив, сильно повышается в верхней половине тела. Это естественное следствие отсутствия гравитации.

Такие изменения в кровоснабжении, в первую очередь, по словам ученых, могут привести к проблемам в сердечной деятельности. Согласно данным исследования, такие показатели деятельности сердца, как сердечный выброс и ударный объем, за период длительного пребывания в космосе увеличиваются на 35-41%.

Кроме того, именно с этим же, скорее всего, вызваны проблемы со зрением, на которые жалуются многие космонавты после длительного пребывания в невесомости. По последним данным НАСА, примерно четверть вернувшихся с МКС космонавтов имеют нарушения зрения.

Норск и его коллеги также обнаружили, что кровяное давление космонавтов было сильно снижено после пребывания в невесомости. Ранее ученые склонялись к мнению, что снижение давления наблюдается лишь первое время в космосе, после чего организм адаптируется и перестраивается. Сейчас же они намерены продолжать исследования, чтобы найти способы профилактики возможных проблем со здоровьем для космонавтов, длительно пребывающих в невесомости.