Корин Симонти (Corinne Simonti) и Тони Капра (Tony Capra) из Университета Вандербильта в Нашвилле (США), исследовали практическую сторону присутствия в геноме современного человека генов, полученных от неандертальцев в результате скрещивания. Они считают, что от них мы унаследовали пристрастие к никотину, кератозу — заболеванию кожи и склонность к депрессии. Об этом они опубликовали статью в журнале Science.

Известно, что какое-то время современные люди вида Homo sapiens и неандертальцы жили рядом и скрещивались, отчего в нашем геноме сохранились 1,5-4% генов неандертальцев. Чтобы выяснить, за какие свойства ответственны эти гены, большой коллектив ученых из различных научных организаций США исследовали базу данных биологических образцов 29 тысяч пациентов и сравнили их с историями болезней, разумеется, анонимно. (Портал Научная Россия уже рассказывал об исследованиях этих ученых, см. к примеру, «Гены неандертальцев связаны с заболеваниями кожи».)

Ученые определили, как неандертальские аллели связаны с клиническими проявлениями, и выяснили связь между ДНК неандертальцев и целым рядом заболеваний — иммунологических, дерматологических, нейрологических, психиатрических и репродуктивных.

Неандертальцы перебрались из Африки в Европу и первыми заселили этот регион. У них было время приспособиться к холоду и более трудной жизни на севере, их кожа стала светлее из-за уменьшения количества солнечной радиации, развились и другие черты, полезные для выживания.

Предки современных людей были более грацильными и, возможно, быстрее и лучше умели приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому они стали более успешными в Европе, подавляя неандертальцев. Что впрочем, не мешало обоим видам скрещиваться.

Некоторые наследованные от неандертальцев черты несли в себе эволюционные преимущества для жизни во время ледникового периода, а когда природные условиях изменились, эти же участки ДНК стали «миной замедленного действия» для нашего здоровья.

Одна из таких «мин» — неандертальская вариация гена, которая повышает свертывание крови. Это свойство помогает быстрее залечить рану и предотвращать попадание через нее в организм инфекции, однако, у людей современного западного общества это свойство приводит к риску инсультов, легочной эмболии и осложнений во время беременности.

Как установили авторы работы, один из участков неандертальской ДНК повышает риск привыкания к никотину и еще несколько вариантов генов обуславливают депрессию. Учитывая, что табак распространился в Европе всего 400 лет назад, удивительно, сколько неандертальских вариантов генов ассоциировано с психиатрическими и нейрологическими расстройствами у современных людей.