Ученые из разных стран зафиксировали серию быстрых радиоимпульсов нового типа от какого-то далекого космического объекта, вероятно, еще плохо изученного наукой, возможно, молодой вращающейся нейтронной звезды, говорится в пресс-релизе университета Макгилла. Описание открытия ученые изложили в статье в Nature.

Астрономы всего мира продолжают изучать быстрые радиоимпульсы (fast radio bursts, или FRB), обнаруженные всего несколько лет назад, в 2007 году. Это мощнейшие вспышки в радиодиапазоне, которые длятся миллисекунды. С момента открытия ученые зафиксировали всего 17 таких быстрых радиоимпульсов. Пока неясна природа этого явления, какие объекты их излучают и почему.

До сих пор астрономы наблюдали единичные быстрые радиоимпульсы. А вот в новой работе описан иной случай — множественные быстрые радиоимпульсы в течение одной секунды. Их обнаружил в прошлом ноябре студент Университета Макгилла (Канада) Пауль Шольц (Paul Scholz), просматривая результаты наблюдений радиотелескопа Аресибо (Пуэрто Рико), собранные в прошлом мае и июне и обработанные на суперкомпьютере. Результаты обработки показали совпадение с FRB, зафиксированными в 2012 году. Всего Шольц обнаружил 10 новых FRB.

Ученые предположили, что найденные быстрые радиоимпульсы испускает очень необычный объект чудовищной мощности — им может быть, скажем, молодая вращающаяся нейтронная звезда, расположенная очень далеко за пределами Млечного пути. Новые FRB отличаются тем, что они очень яркие, поэтому астрономы отнесли их к отдельному подклассу явлений.

По словам первого автора статьи Лауры Шпитлер (Laura Spitler) из Института радиоастрономии общества Макса Планка (Германия), которые приводит пресс-служба, обнаруженные быстрые радиоимпульсы отличаются еще и спектром от тех, что были известны ранее.

Любопытно, что результаты этого исследования идут в разрез с работой, опубликованной Nature на прошлой неделе (см. нашу заметку «Обнаружен источник загадочных быстрых радиоимпульсов»), авторы которого утверждают, что быстрые радиоимпульсы сродни коротким гамма-всплескам, порождаемым катастрофическими событиями, а потому не могут повторяться. Правда, результаты статьи вскоре были подвергнуты критике, но допустим, они верны. Тогда следует предположить, что существует несколько разных источников быстрых радиоимпульсов. В общем, все упирается в источник излучения. Его обязательно нужно установить, но для этого нужен более мощный радиотелескоп, чем Аресибо, а именно радиоинтерферометр. Возможно, это будет канадский телескоп CHIME, который сейчас строится в обсерватории Dominion в канадском Пентиктоне.