В космос полетит «Ноев ковчег»

Ученые узнают, что происходит с организмом в космическом полете на клеточном уровне.

Весной 2013 года в космос отправится новая команда «животных-испытателей». Это будет уже 12-й по счету биологический спутник. Он получил название «Бион-М1». Главная миссия — выяснить, как влияет гравитация на различные процессы на молекулярном и генном уровне. Можно ли отправлять человека на Луну или на Марс? Не погибнет ли он от космической радиации за пределами защитной земной оболочки? На эти вопросы ученые и попытаются ответить благодаря экспериментам с животными в космосе.

СПРАВКА

Аппарат «Бион-М1» состоит из:
- спускаемого аппарата (предназначен для размещения научной аппаратуры с животными и возвращения на Землю)
- приборного отсека (необходим для размещения обеспечивающей аппаратуры)
- герметичного контейнера с химическими источниками тока
Масса спутника: 6300 кг
Масса научной аппаратуры: до 900 кг
Срок активного существования: до 30 суток.

Планируется, что на борту «Бион-М1» будут находиться 45 мышей и 8 монгольских мышей-песчанок, а также 15 тритонов и улиток. Кроме того, на «Бионе» предполагается запустить в космос 30-40 микроорганизмов и высших растений.

Программа «Бион» началась еще 1973 году. С того момента на околоземной орбите побывали самые разные организмы —  от одноклеточных до приматов. «Космическими испытателями» стали 212 крыс, 12 обезьян и огромное количество самых разных живых систем.  Основные вопросы, на которые отвечали эти исследования, — как на живую материю и биологические системы влияет невесомость, космическая радиация и искусственная гравитация в условиях космоса. Все полученные данные позволили выработать систему обеспечения многомесячных  пилотируемых полетов.  Главный вывод ученых: невесомость не враг для организма, а всего лишь другая среда, к которой ему приходится приспосабливаться.

Новый проект «Бион-М1» уникален. Раньше ученые изучали процессы только на уровне тканей, органов и организма в целом. Теперь пришло время «опуститься» до уровня клеток, молекул и генов, более глубоко проникнуть в сущность тех перестроек и изменений, которые происходят в организме в космическом полете.

Кроме того, впервые в мировой практике физиологические исследования проведут не только во время орбитального полета, но и на самых критических и сложных этапах — во время пуска и посадки. Кроме основной миссии, «Бион-М1» поможет выяснить, могла ли жизнь попасть на Землю с других планет.  Для этого ученые установят на наружной обшивке спутника искусственные метеориты, внутри которых содержатся запаянные споры бактерий. После того как эти «метеориты» пройдут через плотные слои атмосферы, станет понятно, удалось им выжить или нет.

Отличие нового «Биона» в том, что на нем вместо аккумуляторов будут установлены солнечные батареи, благодаря которым срок пребывания спутника в космосе увеличится до 45 суток (раньше «Бион» проводил в космосе от 5 до 22 дней). На борту аппарата будет установлено новое научное оборудование, измерительные приборы.

Главный научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, профессор Евгений Ильин  рассказывает о том, как аппаратура должна работать на спутнике, и о том, почему ученые «делают ставки на мышей».

биологический спутник бион-м1