В игре ударника нашли принцип фрактала

Проанализировав игру барабанщика-виртуоза Джеффа Поркаро, ученые обнаружили, что ритм и громкость его ударов подчиняется фрактальным принципам.

Ученые из Института динамики и самоорганизующихся систем им. Макса Планка (Геттинген, Германия) под руководством Хольгера Хеннига (Holger Hennig) установили, что игра по крайней мере некоторых барабанщиков строится по фрактальному принципу. Статью немецких исследователей в журнале PLOS ONE пересказывает сайт журнала Science.

Фракталом, как известно, называется структура, которая на разных уровнях организована по одинаковому принципу. Например, линия морского берега одинаково изрезана и на отрезке в 100, и на отрезке в 1000 километров. Оказалось, что этот принцип можно применить и к игре музыканта.

Этим музыкантом стал барабанщик-виртуоз Джефф Поркаро (Jeff Porcaro, 1954-1992), который играл с группой Pink Floyd, а также Майклом Джексоном, Элтоном Джоном, Мадонной и другими знаменитыми исполнителями. Ученые подвергли анализу его игру в студийной записи песни Майкла Макдональда «I Keep Forgettin`» (1982 год). В ней Поркаро задает основной ритм с помощью двойных тарелок «хай-хет», ударяя по ним 4 раз за один бит (т.е. делая «1/16-ю ноты»).

С точки зрения обычного слушателя, эти удары следуют через равные интервалы, и их громкость тоже изменяется ритмично. Однако, проанализировав эти два параметра математически, немецкие ученые установили, что на самом деле и ритм, и громкость постоянно менялись. Причем алгоритм этого изменения был одинаков на любом интервале, от нескольких секунд до 3 мин. 32 с., которые длилась вся песня. Иначе говоря, здесь наблюдаются типичные фракталы, причем, что особенно интересно, для ритма и громкости разные. «Похоже, что "внутренние часы" в мозгу задают не только фрактальный ритм, но и, в данном случае, фрактальную громкость», — сказал Хенниг.

Ученые из Института динамики и самоорганизующихся систем им. Макса Планка собираются продолжать свои исследования в этом направлении. Они надеются найти фракталы в игре также и других музыкантов, не только барабанщиков. По словам Хеннига, в перспективе это позволит сделать синтезированную на компьютере музыку менее искусственной и более «человечной».

Фракталы подчас находятся в самых неожиданных областях. Так, недавно ученые из МГУ показали, что хромосомы в ядре живой клетки могут укладываться по принципу фрактальной глобулы — во всяком случае, это было бы для них наиболее энергетически целесообразно.

jeff porcaro музыка ударные инструменты фракталы