Материалы портала «Научная Россия»

В игре ударника нашли принцип фрактала

В игре ударника нашли принцип фрактала
Проанализировав игру барабанщика-виртуоза Джеффа Поркаро, ученые обнаружили, что ритм и громкость его ударов подчиняется фрактальным принципам.

Ученые из Института динамики и самоорганизующихся систем им. Макса Планка (Геттинген, Германия) под руководством Хольгера Хеннига (Holger Hennig) установили, что игра по крайней мере некоторых барабанщиков строится по фрактальному принципу. Статью немецких исследователей в журнале PLOS ONE пересказывает сайт журнала Science.

Фракталом, как известно, называется структура, которая на разных уровнях организована по одинаковому принципу. Например, линия морского берега одинаково изрезана и на отрезке в 100, и на отрезке в 1000 километров. Оказалось, что этот принцип можно применить и к игре музыканта.

Этим музыкантом стал барабанщик-виртуоз Джефф Поркаро (Jeff Porcaro, 1954-1992), который играл с группой Pink Floyd, а также Майклом Джексоном, Элтоном Джоном, Мадонной и другими знаменитыми исполнителями. Ученые подвергли анализу его игру в студийной записи песни Майкла Макдональда «I Keep Forgettin`» (1982 год). В ней Поркаро задает основной ритм с помощью двойных тарелок «хай-хет», ударяя по ним 4 раз за один бит (т.е. делая «1/16-ю ноты»).

С точки зрения обычного слушателя, эти удары следуют через равные интервалы, и их громкость тоже изменяется ритмично. Однако, проанализировав эти два параметра математически, немецкие ученые установили, что на самом деле и ритм, и громкость постоянно менялись. Причем алгоритм этого изменения был одинаков на любом интервале, от нескольких секунд до 3 мин. 32 с., которые длилась вся песня. Иначе говоря, здесь наблюдаются типичные фракталы, причем, что особенно интересно, для ритма и громкости разные. «Похоже, что "внутренние часы" в мозгу задают не только фрактальный ритм, но и, в данном случае, фрактальную громкость», — сказал Хенниг.

Ученые из Института динамики и самоорганизующихся систем им. Макса Планка собираются продолжать свои исследования в этом направлении. Они надеются найти фракталы в игре также и других музыкантов, не только барабанщиков. По словам Хеннига, в перспективе это позволит сделать синтезированную на компьютере музыку менее искусственной и более «человечной».

Фракталы подчас находятся в самых неожиданных областях. Так, недавно ученые из МГУ показали, что хромосомы в ядре живой клетки могут укладываться по принципу фрактальной глобулы — во всяком случае, это было бы для них наиболее энергетически целесообразно.

jeff porcaro музыка ударные инструменты фракталы

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.