Ученые из Кембриджского университета выяснили, что в компаниях с харизматичными лидерами сотрудники склонны подавлять и скрывать свои эмоции, что приводит к повышению напряжения, нарушениям коммуникации между коллегами, снижению удовлетворенности работой, а в конечном счете снижает общую эффективность деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Leadership Quarterly, о них рассказывает сайт университета.

Исследование показало, что лидеры, демонстрирующие уважение к личности каждого подчиненного, поощряют выражение ими своих эмоций. И в таком случае не накапливаются подавленные эмоции, и не происходит «взрыв», приводящий к конфликтам, нарушению координации в коллективе и так далее.

Выводы сделаны на основе опросов нескольких сотен сотрудников коммерческих компаний и университетов Германии и Швейцарии, опрашиваемые описывали свои реакции на различные модели и сценарии поведения лидера.

Ученые поясняют, что наша психика тратит очень много ресурсов на подавление нежелательных эмоций, когда мы стараемся выглядеть внешне спокойно в ситуации эмоциональной бури внутри. В таких условиях остается крайне мало ресурсов для других задач — запоминания информации, обработки сообщений, рождения новых идей и так далее. В компаниях с сильными харизматичными лидерами сотрудники как раз склонны подавлять и не замечать собственные эмоции, показало исследование.

Таким образом, объясняют психологи, сильная харизма лидера может нанести вред эффективности деятельности компании. Этот аспект не рассматривался в ранних исследованиях. Тем не менее авторы работы подчеркивают, что компенсировать негативные эффекты можно за счет проявления уважения и поддержки каждого сотрудника со стороны лидера, когда у него появляется возможность безопасно выражать свое недовольство и другие негативные эмоции. Психологи полагают, что эти два стиля лидерского поведения вовсе не являются взаимоисключающими.