В Арктике найдены следы древних охотников на белых медведей

Свою технологию охоты, весьма совершенную, они принесли с собой с юго-запада и обходились без потерь.

Археологи из Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, в ходе своей экспедиции на острова Жохова в Северном Ледовитом океане обнаружили там следы людей, живших 8 тыс. лет назад и постоянно охотившихся на белых медведей, сообщает ТАСС. Больше нигде в Арктике следов поедания белых медведей в таком массовом количестве археологи до сих пор не находили.

Обнаруженный археологами лагерь охотников, названный Жоховской стоянкой, располагался на морском побережье, в нем постоянно жили 25-50 человек. Примерно треть из них были охотниками, которые промышляли северного оленя, однако в зимний период охотились и на белых медведей, убивая спящих в берлогах самок этих крупных хищников. Такая тактика была очень эффективной: охотники при этом не несли потерь.

Ученые полагают, что такие навыки эти люди принесли с собой с юго-запада, где они обитали до того, как перебраться на арктический архипелаг. «Тактика их охоты на белого медведя говорит о навыках охоты на медведя бурого, которыми обладали их предки на прошлом месте жительства в лесотундре и тайге», — объяснил журналистам руководитель Яно-Индигирской экспедиции ИИМК РАН Владимир Питулько.

Такие выводы были сделаны на основании генетического исследования останков четверых мужчин и женщины, найденных на Жоховской стоянке древних охотников на белых медведей. «Генетическое исследование показало, что они принадлежат к группе, имевшей западно-евразийское происхождение, — сообщил археолог. — Эти люди пришли сюда с территории, лежащей западнее — возможно, с севера Западной Сибири или с Урала».

Впоследствии на смену этим людям пришли представители других этнических групп — юкагиры, народы тунгусо-манчжурской группы, якуты и русские. Они полностью вытеснили древних охотников на белых медведей, так что те не оставили потомков.

Жоховская стоянка является одним из самых северных археологических памятников мира, свидетельствующем о том, что уже 8 тыс. лет назад люди осваивали эти высокие широты. Стоит отметить, что в ту эпоху острова Жохова (часть группы Новосибирских островов) еще являлись частью материка, так что попасть на них с юга не составляло трудностей.

Возвращаясь к белым медведям, отметим, что в наше время их становится все меньше, из-за глобального изменения климата и браконьеров. Для того, чтобы люди по всей планете могли узнать больше об этих животных и осознать необходимость их охраны, ежегодно 27 февраля отмечается Международный день белого медведя.

арктика археологические находки белые медведи жоховская стоянка охотники