Найденные на стоянке Ариньо (Испания) образцы янтаря позволили реконструировать болотистую палеосреду с богатым прибрежным смолистым лесом, существовавшую 110 миллионов лет назад – в эпоху динозавров, передает EurekALert!. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife

За несколько лет на испанской стоянке Ариньо было обнаружено 163 скоплений позвоночных и более 11000 окаменелостей. Янтарь из Ариньо необычайно богат биологическими включениями, то есть биологическими остатками, сохраненными внутри (особенно насекомыми и другими членистоногими). Также в нем встречались шерсть млекопитающих и фрагмент пера оперенного динозавра.

Недавно в янтаре обнаружили комаров-мокрецов и останки динозавров, живших примерно в один период. Геохимический анализ янтаря показывает, что смолу, в которой застыли останки, производили араукарии – группа хвойных деревьев, которая в настоящее время растут в южном полушарии.

В этой местности в меловой период росли хвойные деревья, подлески голосеменных растений и папоротников, цветочные растения. А также обитали насекомые, черепахи, крокодилы, млекопитающие и динозавры, включая виды Proa valdearinnoensis и Europelta carbonensis.

В янтаре из Ариньо ученые определили два типа деталей: одни связаны со смолой, производимой корнями деревьев (корневой янтарь), другие – со смолой, образующейся в ветвях или стволе (воздушный янтарь). Биовключения были обнаружены только в надземных кусочках янтаря. Распределение каждого типа кусочков на участке и особенности формы и внешней поверхности кусочков корневого янтаря показывают, что они никуда не перемещались, поэтому их нашли в том же месте, где деревья произвели их около 110 миллион лет назад. Эта особенность была впервые обнаружена в летописи окаменелостей, отмечают авторы работы.

[Фото: ELIFE]