Утята умнее, чем кажется: едва вылупившись из яйца, они уже оперируют абстрактными критериями «одинаковый» и «разный». Такое открытие сделали зоопсихологи из Оксфордского университета (Великобритания) — профессор Алекс Кацельник (Alex Kacelnik) и бакалавр Энтони Мартиньо (Antone Martinho). Статью о результатах их исследования, опубликованную в журнале Science, пересказывает пресс-релиз Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS).

Оксфордские ученые экспериментировали с импринтингом — процессом, благодаря которому только что вылупившиеся из яйца птенцы сразу запоминают свою маму и в дальнейшем безошибочно ее узнают среди других птиц. Еще Конрад Лоренц показал, что если самым первым, что увидят птенцы, будет что-то другое или кто-то другой — скажем, человек — в дальнейшем они будут считать своей «мамой» его.

Кацельник и Мартиньо пошли дальше. Они показывали только что вылупившимся утятам пары предметов либо одинаковой формы либо, напротив, совершенно разной. В дальнейшем, когда утятам предлагали выбирать между разными парами предметов, они всегда выбирали аналогичные. То есть, если первым, что увидел утенок в своей жизни, были два одинаковых по форме предмета, то и дальше он предпочитал одинаковые пары.

Таким образом, даже такая базовая форма запоминания, как импринтинг, у птенцов может быть основана на применении абстрактных категорий «одинаковый» и «разный». Это удивительное открытие: раньше считалось, что уверенно оперировать этими категориями способны только умнейшие из животных, к тому же, после серьезной тренировки. Однако утята, похоже, являются живым опровержением этого предрассудка.

«Это исследование интересно как минимум по трем причинам, — прокомментировал работу коллег Эд Вассерман, профессор экспериментальной психологии из университета Айовы (США) — Во-первых, оно показывает, что мы склонны недооценивать способности животных к абстрактному мышлению. Во-вторых, даже очень молодые животные могут демонстрировать признаки такого мышления. Наконец, в-третьих, эти признаки могут проявляться и без обучения по принципу "кнута и пряника"».

Напомним, недавно неожиданно выяснилось, что некоторые птицы — например, попугаи — по количеству нейронов в переднем отделе мозга, отвечающем за сложное поведение, могут дать фору даже низшим приматам. Это возможно благодаря тому, что у пернатых нервные клетки мозга меньше и «упакованы» плотнее.

[На иллюстрации утенок, «настроенный» на различающиеся формы, отворачивается от пары одинаковых форм (два шара на заднем плане). Фото: Antone Martinho]