Кожа имеет ключевое значение для иммунитета

Микроорганизмы, живущие на коже человека и животных, запускают многие иммунные цепочки, выяснили американские учёные

Долгое время кожа считалась чисто физическим барьером против патогенов, проникающих в организмы человека и животных. Однако недавнее исследование американских иммунологов из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний в городе Бетесда, штат Мэриленд, доказало, что симбиотические бактерии на кожных покровах играют важную роль в функционировании иммунной системы.

Участие микроорганизмов, населяющих различные органы высших существ, в обеспечении иммунитета хозяев изучается достаточно давно, но до сих пор основным объектом исследований была микрофлора кишечника, состоящая из большого количества разных штаммов и расположенная в одной из наиболее рисковых зон. «Никто даже не имел понятия о доле участия кожи в процессах защиты от вредных микробов и о том, насколько схожи функции простейших внутри кишечника и за его пределами», – комментирует работу своих коллег Кёртис Хаттенхауэр (Curtis Huttenhower), биолог из Гарвардской школы общественного здоровья (его слова приводятся на сайте Nature.com).

Учёные под руководством Ясмин Белькаид (Yasmine Belkaid) провели эксперименты на двух группах лабораторных мышей. Одни были выращены в безмикробной среде, соответственно, не имели никаких микроорганизмов на коже. У других, обитавших в нормальных условиях, микрофлора присутствовала. Первое наблюдение: Т-лимфоциты в организме внешне стерильных мышей производят меньшее количество воспалительных молекул, необходимых для противодействия патогенам.

Далее «нормальным» грызунов был дан пероральный антибиотик, воздействующий только на кишечную микрофлору. Это никак не повлияло на защитные способности иммунных клеток, расположенных ближе к коже.

Затем исследователи поселили на безмикробных мышей колонии бактерии Staphylococcus epidermidis. Дальнейшие наблюдения показали, что одного этого штамма достаточно для полного восстановления выработки Т-лимфоцитами необходимых белков и даже для эффективного противодействия реальному раздражителю в виде бактерии Leishmania major.

Более того, учёные выяснили, что некоторые компоненты иммунного процесса могут отсутствовать в кишечнике, но совершенно необходимы на кожных покровах. К таковым относится, например, так называемый сигнальный путь MYD88.

«Наши выводы о том, что иммунитет зависит не столько от кишечной, сколько от кожной микрофлоры, привносит в иммунологию немалую долю точности, которой прежде не хватало», – говорит соавтор исследования Жюли Сегр (Julie Segre). При этом, добавляет она, в этих двух системах могут быть как сходства, так и важные различия. А Кёртис Хаттенхауэр назвал работу специалистов из Бетесды «своевременным напоминанием всему научному сообществу, что для более полного понимания защитных процессов нужно заглядывать не только в кишечник».