Нейроны нужно анализировать индивидуально

Анализ каждой отдельной клетки мозга поможет лучше понять механизмы возникновения боли и другие процессы в нервной системе, считают…

В США разрабатываются технологии «понейронного» анализа головного и спинного мозга, говорится в пресс-релизе Американского химического общества. По мнению учёных, только индивидуальный анализ каждой нервной клетки поможет понять механизмы формирования заболеваний, связанных с хроническими болями, нарушениями памяти и другими расстройствами, затрагивающими мозг, а также позитивные процессы, в частности, обучение.

«Большинство наших современных знаний о мозге основано на исследованиях, при которых учёным приходилось анализировать целые группы нервных клеток и, как следствие, сильно усреднять результаты. Однако такой подход рискует скрыть от глаз наблюдателя порой серьёзные различия в состоянии даже соседних нейронов. Например, когда та или иная болезнь только закрепляется в мозге и начинает прогрессировать, или когда зарождается и закрепляется какое-либо воспоминание, изменения происходят лишь в нескольких клетках», – поясняет главный редактор журнала Analytical Chemistry и сотрудник университета Иллинойса Джонатан Свидлер (Jonathan Sweedler).

На первичные эксперименты у Свидлера и его коллег ушло практически всё прошедшее десятилетие, но они научились высевать отдельные нейроны на стеклянную поверхность и шаг за шагом анализировать входящие в их состав белки и другие вещества, объём которых измеряется нанолитрами. При исследовании головного и спинного мозга крыс, а также нервных узлов морских слизней было обнаружено, что во время возникновения болевого ощущения большинство нервных клеток действительно не претерпевает серьёзных биохимических изменений. Этот результат биологи назвали весьма удивительным, но многообещающим в смысле разработки новых методов облегчения боли.