Открыта противозачаточная пилюля для мужчин?

Американские биологи нашли молекулу, способную блокировать выработку спермы в мужском организме. В будущем данное вещество, возможно, станет основой противозачаточных препаратов для «сильного пола», пишет журнал Cell.

Женская контрацепция существует во многих формах, включая разнообразные таблетки и импланты. А вот для мужчин единственным нехирургическим средством избежать нежелательной беременности партнёрши уже несколько веков остаются презервативы. Но открытие учёных Джеймса Брэднера (James Bradner) из Гарвардской медицинской школы и Мартина Мацука (Martin Matzuk) из медицинскоого колледжа Бейлора (Хьюстон) способно изменить эту ситуацию.

Молекула JQ1 – это ингибитор областей хроматина (вещества хромосом, представляющего собой комплекс ДНК, РНК и белков), которые ассоциируются с активацией генов. Первоначально она была создана в лаборатории Брэднера как средство против рака: учёные обнаружили, что, влияя на клеточную память, это вещество может заставить раковые клетки «забыть» об их патологии. В то же время JQ1 оказалась весьма избирательной и нацеливалась в основном на белки так называемого бромодоменного семейства (BRD). Один из них, BRDT, встречается в ткани мужских яичек и играет существенную роль в сперматогенезе.

В ходе экспериментов Брэднер, Мацук и их коллеги выяснили следющее: когда самцы мышей получают JQ1, у них в зависимости от времени и дозы уменьшается масса тестикул, причём не за счёт соматических тканей, а именно спермы. Через 1-2 месяца терапии эти грызуны оказались неэффективными в случке: они не отказывались от спаривания, но и не оплодотворяли самок. Однако если приём препарата прекращается, то также примерно через 2 месяца фертильность восстанавливается.

При этом не было замечено каких-либо изменений в уровне тестостерона или других гормонов. Таким образом, JQ1 может оказаться ещё более перспективным действующим веществом, нежели многие современные женские контрацептивы, существенно изменяющие гормональный фон. Впрочем, назвать сроки клинической апробации своего открытия учёные пока затрудняются.