Зафиксирована самая высокая рукотворная температура

Американские физики попали в книгу Гиннеса за создание температуры в 4 триллиона градусов

Физики из Брукхевенской национальной лаборатории (США) получили в ускорителе температуру, в 250 тысяч раз превышающую показатель в центре Солнца. Компания Guinness World Records (которая, как отмечено в сообщении лаборатории, больше не ограничивается «книгой») зафиксировала этот рекорд как «самую высокую температуру, созданную человеком».

В ходе эксперимента на коллайдере релятивистских тяжёлых ионов (RHIC) учёные сталкивали ионы золота со скоростью, близкой к световой. Энергия столкновений была настолько высока, что протоны и нейтроны «плавились», порождая кварки и глюоны. Получившаяся материя, по предположениям специалистов, похожа на ту, что существовала во Вселенной в первую микросекунду после Большого Взрыва. Температура этой плазмы достигает четырёх триллионов градусов по Цельсию.

При этом результаты опыта оказались ошеломляющими даже не с точки зрения термических показателей. «У этой сверхгорячей материи ещё много всяких фишек, – говорит Стивен Вигдор, руководитель программ по атомным ядрам и частицам в Брукхевене. – Мы предвидели получение столь высокой температуры – затем, по сути, RHIC и был построен. Но мы абсолютно не ожидали обнаружить у этого вещества свойства практически идеальной жидкости».

По словам Вигдора, это то же явление сверхтекучести, наблюдаемое при температурах, близких к абсолютному нулю.

Эксперименты с кварк-глюонной материей ведутся и в других местах. По неофициальным данным учёных, работающих на Большом адронном коллайдере, их детектор ALICE в ходе опытов с ионами свинца зафиксировал ещё более высокую температуру, чем у американцев.

«Плотность энергии в БАК втрое выше, чем в RHIC, соответственно и показатель абсолютной температуры получается выше примерно на 30 процентов. Так что я бы сказала, что рекорд – за ALICE!» – заявила Деспина Хадзифотиаду из ЦЕРН.

Впрочем, документально зафиксированное первенство пока остаётся за физиками из Брукхевена, так как европейцы официально не публиковали результаты своих измерений. Однако Вигдор и его коллеги признают, что их рекорд, как и все прочие, когда-нибудь обязательно будет побит.

Источник: Джастин Эр, @ Brookhaven Today