Защитники животных: подопытным обезьянам нужна «пенсия»

Ряд американских медиков требует освободить приматов от всякой исследовательской нагрузки и отправить в заповедник

Комитет врачей за ответственную медицину (Physicians Committee for Responsible Medicine, PCRM), организация по защите животных из американской столицы, озабочен состоянием подопытных шимпанзе, находящихся в собственности компании Bioqual, штат Мэриленд. Медики обратились к генеральному директору сети Национальных институтов здравоохранения (NIH) Фрэнсису Коллинзу (Francis Collins) с требованием освободить 15 животных от всякой исследовательской нагрузки и отправить их в специальный заповедник Чимп-Хэвен (Chimp Haven) в штате Луизиана.

Научно-исследовательские учреждения США обмениваются подопытными животными с помощью компаний-посредников, одной из которых и является Bioqual. Она арендовала приматов в исследовательском центре Новая Иберия (NIRC) в Луизиане и передала часть из них институту NIH в Мэриленде. Там над животными проводятся эксперименты, имеющие целью изучить воздействие на организм опасных заболеваний, таких как малярия или гепатит С, и их сопротивление лекарствам. В частности, профессор Роберт Пёрселл (Robert Purcell) в результате этих опытов надеется определить природу первичного билиарного цирроза печени, который без трансплантации органа обычно ведёт к смерти.

В прошлом году во время транспортировки из Мэриленда обратно в Луизиану умер восьмилетний самец шимпанзе по кличке Хаос. Происшествие обеспокоило и защитников животных, и федеральные власти. Министерство сельского хозяйства ведёт служебное расследование, а сами учёные осознали необходимость изменить условия транспортировки обезьян. Когда Bioqual возвращал в Новую Иберию ещё 11 особей, грузовиком уже управлял ветеринар, а сопровождал его зоотехник.

В настоящее время на содержании компании остаются четверо шимпанзе – Лоретта, Рикки, Тиффани и Ториан. Активисты настаивают на том, что в условиях сокращения расходов на науку их больше нет необходимости использовать для экспериментов. Хотя Роберт Пёрселл утверждает обратное. По его словам, подтвердить или опровергнуть инфекционную природу билиарного цирроза крайне важно для разработки вакцины или терапии против этого заболевания. А если животных сейчас отозвать, то все наработки могут быть потеряны.

Источник: Мередит Уадман (Meredith Wadman), Nature.com