Подтверждено канцерогенное действие алкоголя

Учёными получены первые экспериментальные свидетельства того, что алкоголь в организме человека может образовывать канцерогены

Почти 30 лет спустя после открытия взаимосвязи между употреблением алкоголя и развитием рака учёные получили первые экспериментальные свидетельства того, как и почему этиловый спирт способствует возникновению онкологических заболеваний у человека. Об этом сообщает Американское химическое общество.

Одним из продуктов распада этанола в организме является альдегид уксусной кислоты (ацетальдегид). Вещества этого класса обладают не только общеядовитым действием, но и способны вызывать серьёзные повреждения ДНК. В частности, формальдегид – давно известный человеческий канцероген. Воздействие ацетальдегида на формирование раковых клеток также экспериментально подтверждалось, но до сих пор лишь у животных.

«Теперь, благодаря добровольцам, у нас есть доказательства того, что ацетальдегид и в человеческом организме поражает ДНК», – говорит руководитель исследования доктор Сильвия Бальбо (Silvia Balbo) из университета Миннесоты. Она поясняет, что совместно с основным «строительным материалом» хромосом альдегид образует так называемые аддукты, которые и ведут к трансформации обычной клетки в раковую.

В эксперименте участвовали 10 добровольцев, с интервалом в неделю им давали по три дозы водки, соответствовавшие одной, затем двум и трём рюмкам. Анализы показали, что после каждой дозы количество ДНК-аддукта в тканях ротовой полости у испытуемых может возрастать почти в сто раз, но примерно сутки спустя, если не выпивать повторно, оно снижается. Та же реакция наблюдалась и в клетках крови.

По словам Бальбо, для большинства населения планеты риск развития злокачественных опухолей на почве потребления спиртного весьма низок: благодаря особому биохимическому механизму клетки могут самостоятельно исправлять повреждения хромосом, а фермент алкоголь-дегидрогеназа способствует превращению ацетальдегида в безопасные ацетатные соединения. Однако примерно у 30 процентов людей азиатского происхождения (а это более полутора миллиардов человек по всему миру) ген данного фермента имеет несколько иную форму, и потому нейтрализация альдегида не производится. Это касается, в частности, жителей Аляски, а также индейцев, предки которых пришли в Америку из Азии. У представителей этих народов имеется высокая вероятность заболевания раком пищевода вследствие регулярной выпивки.

алкоголизм алкоголь биохимия рак