Африка скрывает множество генетических тайн

Учёные уделяют слишком мало внимания анализу генома африканцев, считает американский генетик Сара Тишкофф

Американские генетики под руководством Сары Тишкофф (Sarah Tishkoff) из университета Пенсильвании расшифровали геномы представителей трёх африканских народностей, внеся таким образом существенный вклад в расширение генетической картины мира, пишет журнал Nature. В результате исследования были обнаружены миллионы ранее неизвестных вариаций различных генов.

С тех пор как в 2001 году был впервые полностью расшифрован генетический код человека, подавляющее большинство подобных экспериментов проводилось на европейском материале. В последние годы стремительно растёт и азиатский «сегмент», а вот африканцы долгое время оставались в тени. Знаменитый священник и общественный деятель из ЮАР Десмонд Туту, намибийский охотник-собиратель по имени !Губи (!Gubi) да несколько представителей западноафриканской народности йоруба – вот и все люди, благодаря которым мы имеем какое-либо представление о генетике Чёрного континента. При этом, подчёркивает Сара Тишкофф, Африка считается прародиной всего человечества, и потому резонно предположить, что она таит в себе небывалое разнообразие наследственных механизмов.

Тишкофф и её коллеги провели анализ биоматериала 15 человек, среди которых были пигмеи из Камеруна и представители этнических групп хадза и сандаве из Танзании. В ходе расшифровки было получено 13,4 миллиона так называемых однобуквенных генетических вариантов, из них 3 миллиона ранее неизвестных.

Учёные обнаружили, что под влиянием современных условий у племён, традиционно живущих охотой и собирательством, в порядке приспособления особым образом мутируют гены, связанные с иммунной системой, воспроизводством, обменом веществ, восприятием запаха и вкуса. Это поможет в дальнейшем определить предрасположенность африканцев к различного рода заболеваниям, как инфекционным (малярия, СПИД), так и индивидуальным (в частности, раку).

Специалистам также удалось определить «буквы» генетического алфавита, определяющие невысокий рост пигмеев. Его секрет кроется в третьей хромосоме, фрагменты которой отвечают за функционирование гипофиза – железы в головном мозге, выделяющей гормон роста.

Помимо этого, американские генетики нашли подтверждение поистине сенсационной гипотезы, выдвинутой ранее их коллегами: предки африканцев, ведущих первобытный образ жизни, а фактически – предки всех современных людей от 40 до 80 тысяч лет назад периодически скрещивались с другими высшими приматами, такими, как неандертальцы.