В канун 30-летия со дня Чернобыльской катастрофы в Курчатовском институте состоялись слушания Ядерного общества России. Они прошли под названием «Обеспечение безаварийной работы отечественной атомной энергетики».

Авария на Чернобыльской АЭС стала не только национальной трагедией, но и серьезнейшим испытанием как для политической и экономической системы страны, так и горьким уроком для всех, кто имеет отношение к ядерной энергетике, практической науке об использовании ядерной энергии.

На слушания собрались руководители НИЦ «Курчатовский институт», его специалисты, коллеги из различных институтов и партнерских подразделений, занимающихся ядерной энергетикой, представители Госкорпорации «Росатом», Ядерного общества России, ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС. На слушаниях почтили память всех тех, кто участвовал в ликвидации последствий катастрофы. В первые дни после аварии более 700 специалистов Курчатовского института были направлены в Чернобыль и приняли на себя самые сложные и опасные действия и решения, которые спасли страну от еще боле тяжких последствий аварии.

Название изображения

Чернобыльская катастрофа стала трагическим «научным полигоном», где на конкретном примере были созданы и отработаны методы ликвидации последствий аварии, где были уточнены и конкретизированы многие научные данные о работе реакторов, их инженерные особенности, «слабые места» и многое другое. В стране были серьезно пересмотрены принципы работы атомной промышленности, ужесточены требования к работе технических систем на АЭС и работе персонала. Все это имеет реальную силу и в наши дни, когда атомная энергетика становится все более важной в экономике страны.

Название изображения

Выступивший на слушаниях почетный президент НИЦ «Курчатовский институт» академик Е.П. Велихов подчеркнул, что считает атомную энергетику стратегической перспективой человеческой цивилизации. «Вся энергия (приблизительно 98%), накопленная на Земле, заключена в трех элементах: уране-238, тории или взаимозаменяемом дейтерии и литии. И только в оставшиеся приблизительно 2% укладываются нефть, газ и уголь, — отметил Велихов. — Поэтому атомная энергетика неизбежна, главное — сделать ее экономически выгодной и безопасной».

Темой докладов стали уроки, извлеченные из трагедии на ЧАЭС, обсуждение вопросов обеспечения безаварийной работы атомных станций. В мире к настоящему моменту имеется уже немалый горький опыт, собранный не только в Чернобыле. Аварии на АЭС «Три-Майл Айленд» в США, АЭС Фукусима в Японии показали всему миру, насколько важен учет самых малейших деталей в вопросах функционирования установок, использующих мощь атомной энергии. И Россия в этих вопросах находится на ведущих позициях. Чернобыль обусловил появление в стране особой культуры безопасности на АЭС на всех этапах — от разработки проекта и конструирования оборудования, сооружения, эксплуатации, управления всеми процессами до принятия решений, в том числе и на уровне власти.

Название изображения

На слушаниях и позже перед журналистами выступил Президент НИЦ «Курчатовский институт», сопредседатель слушаний ЯОР М.В. Ковальчук. Он отметил, что уроки Чернобыля не пропали даром, что отечественная атомная отрасль сделала правильные выводы. «После чернобыльской аварии в Курчатовском институте было создано специальное подразделение для решения проблем безопасности ядерной энергетики, — напомнил М.В. Ковальчук. — Была развернута работа по изучению тяжелых аварий, по созданию нового поколения атомных станций, устраняющих опасные последствия возможных тяжелых аварий».

По его мнению, авария на ЧАЭС имела и политические последствия — сыграла существенную роль, явившись одной из косвенных причин распада СССР. «Эту катастрофу Запад использовал, как бикфордов шнур для разрушения Советского союза», — сказал М.В.Ковальчук. Он отметил, что детальному изучению последствий Чернобыля российская атомная энергетика является сегодня одной из самых безопасных в мире. Свидетельство этому — еще и то, что в Госкорпорацию Росатом поступают многочисленные заказы на строительство АЭС в самых разных странах.

Название изображения

М.В. Ковальчук отметил также, что популяризация науки, разъяснение населению страны научных знаний об атомной энергетике, формирование позитивного общественного мнения сейчас совершенно необходимы. После аварии на ЧАЭС в профессиональную терминологию вошло понятие «радиофобия». Панический страх в обществе перед атомной энергетикой должен уйти в прошлое, считает М.В. Ковальчук. И в этом огромную роль должны сыграть наука и СМИ.

Темой докладов на слушаниях стали также вопросы международного сотрудничества, взаимодействия в рамках организаций МАГАТЭ и ВАО АЭС, безопасности экспорта технологий. Немалое место в осуждении заняла тема экологии — ведь безаварийная работа АЭС характеризуется отсутствием выбросов в атмосферу парниковых газов и иных загрязнений, что также должно стать темой формирования общественного мнения о безопасности АЭС.