«Метеоритный» учёный из УрФУ стал «учёным года» по версии Nature

Доцент Уральского федерального университета, член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский – единственный представитель российского вуза, вошедший в список 10 людей, изменивших мир, по версии журнала Nature

Доцент Физико-технологического института Уральского федерального университета, член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский – единственный учёный-представитель российского вуза, который вошёл в список 10 людей, изменивших мир, по версии журнала Nature.

Всемирно известным Гроховский стал благодаря исследованиям вещества болида, упавшего в Челябинской области 15 февраля текущего года, и изучению его структурных характеристик и физико-химических свойств. Физик также участвовал в операции по поднятию самого крупного обломка метеорита со дна озера Чебаркуль.

«Эта оценка, конечно, сверхприятная, я даже не знаю, почему они меня выбрали. Главное то, что даже комментарии, которые мы давали спустя 50 минут, оказались точными, и на протяжении девяти месяцев мы не сделали никаких ошибок. А то, что удалось достать крупный кусок вещества из Чебаркуля – это просто фантастика, мы с Луны привезли меньше вещества!» – делится впечатлениями учёный.

Напомним, что членам метеоритной экспедиции, которой уже более 25 лет руководит Виктор Гроховский, удалось первыми обнаружить фрагменты упавшего вещества и доставить их в Екатеринбург. Прямая трансляция из лаборатории научно-исследовательского центра «Нанотех» УрФУ собрала в ночь с 17 на 18 февраля несколько тысяч зрителей по всему миру – специалисты университета впервые продемонстрировали обломки метеорита и сделали вывод о типе упавшего космического тела (обыкновенный хондрит) и его составе.

С помощью методов оптической и электронной микроскопии ими было выявлено необычное разнообразие включений никелистого железа, сульфидов, самородной меди в метеорите. Кроме того, установлена аномально низкая прочность вещества, что и определило особый характер разрушения космического тела.

Nature — один из самых авторитетных научных журналов мира — назвал десять человек, чьи исследования и поступки сыграли важнейшую роль в развитии мировой науки в уходящем 2013 году. Помимо Виктора Гроховского, это биологи Шухрат Миталипов и Фэн Чжан, вирусологи Дебора Персо (Deborah Persaud) и Хуалань Чень (Hualan Chen), научный консультант американского Союза гражданских свобод Таня Симончелли (Tania Simoncelli), астроном Мишель Майор (Michel Mayor), дипломат Надерев Сано (Naderev Sano), антрополог Кэтрин Клэнси (Kathryn Clancy) и физик Генри Снейт (Henry Snaith).

Источник: urfu.ru