Ученые Уральского федерального университета выдвинули гипотезу, что в облачном слое Венеры существуют микроорганизмы. Предполагается, что они находятся в эконише, состоящей из водно-пенной структуры, где температура пригодна для жизни некоторых земных видов. Исследование водно-пенных структур описано в журнале Life.

Предположительно миллионы лет назад на Венере была жизнь. Но современные условия, где на поверхности планеты наблюдается температура +470 °С и давление 90 атмосфер невозможны для существования земных форм жизни. С достижением критической температуры поверхности планеты +100 °С произошло испарение воды, что образовало облака толщиной в 20-25 км. Туда могли попасть и экстремофильные микроорганизмы, которые выживают при +100 °С и выше.

«Скорее всего, с повышением температуры поверхности Венеры происходил прямой отбор микроорганизмов. Осушение водоемов при значительном повышении температуры сопровождалось сильным повышением концентрации солей. До катастрофического изменения климата на Венере все виды экстремофильных микроорганизмов занимали соответствующие экологические ниши. Затем зона „экологического комфорта“ для экстремофилов расширилась. При увеличении температуры выше +100 °С весь объем воды испарился и вместе с водорастворимыми органическими и неорганическими соединениями перенесся в облачный слой. Теми же восходящими потоками горячего водяного пара в облака могли быть перенесены как активные жизнеспособные клетки микроорганизмов, так и споры», — объяснила научный сотрудник лаборатории структурных методов анализа и свойств материалов и наноматериалов УрФУ Юлия Хрунык.

По мнению ученых, кислотность облаков изначально была близка к нейтральному уровню, что позволило микроорганизмам выживать и развиваться. Но затем им пришлось адаптироваться к новым условиям, приобретать устойчивость к сильнокислой среде, т.к. при потере воды и постоянном выделении сернистого газа вулканического происхождения в атмосфере Венеры произошло образование молекул серной кислоты.

«После полного испарения воды с поверхности планеты дальнейший нагрев Венеры от +100 °С до более +400 °С мог сопровождаться пыльными бурями, термическим разложением органических и неорганических материалов и активным их переносом в атмосферу за счет восходящих потоков воздуха. Кроме того, в начале перегрева продукты разложения мертвой биомассы на поверхности планеты могли с водяными парами перейти в водную фазу внутри облаков и стать источником различных органических питательных соединений. Таким образом могло сформироваться сообщество микроорганизмов, которые в дальнейшем адаптировались к постоянному подкислению среды (снижению рН)», - рассказала Юлия Хрунык.

В жидкой фазе облаков наиболее интенсивно происходит перенос растворенных питательных веществ, которые нужны клеткам. Поэтому в процессе выживания микроорганизмы выбрали эту нишу облаков. А водно-пенная структура дает им возможность перемещаться по экологической нише и поддерживать существование микробной системы.

«Хорошим примером образования устойчивой водной пены является кипячение молока. Молекулы белков и жиров стабилизируют пузырьки, образующиеся из воздуха, растворенного в молоке. Такая пена достаточно стабильна даже при понижении температуры. Мы предположили, что структура пены в венерианских облаках, образующаяся в аналогичных условиях, особенно если она стабилизирована биосурфактантами, управляется теми же принципами», — добавила Юлия Хрунык.

Профессор Югорского государственного университета Олег Коцюрбенко отметил, что доказать существование жизни на Венере помогут бактерии-экстремофилы. На Земле их можно найти в таких экстремальных условиях, как горячие источники с низким рН. Планируется их исследование с помещением в условия, которые наблюдаются на Венере. Также будут изучены биомаркеры – специфические молекулы, которые будут найдены в облаках во время космических миссий на Венеру. Роскосмос и NASA в 2028–2030 годах планируют запуск космических аппаратов, которые помогут установить существование жизни на Венере.

Источник фото: urfu.ru