Геоглиф в Челябинской области назван древнейшим в мире

Гигантское изображение лося поставило перед учёными ряд интересных вопросов

В 2011 году краевед Александр Шестаков обнаружил у подножия хребта Зюраткуль в Саткинском районе Челябинской области нанесённый на землю узор большого размера – геоглиф. В течение нескольких лет он работал на сооружении экологической тропы в национальном парке «Зюраткуль» и уже тогда обратил внимание на то, что деревья на плато горного хребта на высоте 860 метров не растут, а трава неравномерная. Затем на снимках из космоса на карте Google он разглядел в этом месте силуэт копытного животного, похожий на лося.

Саткинский геоглиф представляет собой гигантское изображение лося (диаметром 275 метров), нанесённое на землю с помощью камней и глины. Длина каменной полосы, из которой он сложен, более двух километров.

Теперь учёные установили примерный возраст геоглифа, передаёт «Урал-пресс-информ». По словам археолога, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН Станислава Григорьева, памятник был создан в период с 6 по 3 тысячелетие до н. э., то есть в эпоху неолита либо энеолита. Более точную дату поможет найти спорово-пыльцевой анализ, однако уже сейчас можно сказать, что это древнейший известный на Земле геоглиф.

Определить время создания позволил обнаруженный при раскопках морды животного скол с нуклеуса (камня, с которого отбивались заготовки орудий). «Характерная техника обработки найденного скола с нуклеуса использовалась как раз с 6 по 3 тысячелетие до н. э.», – заявил Григорьев.

Помимо датировки памятника, ученые установили еще несколько любопытных фактов о южноуральском геоглифе. «Если раньше казалось, что объект хоть и большой по размерам, но достаточно примитивный, то есть состоит из двух линий больших камней, между которыми навалены камни меньшего диаметра, то теперь уже ясно: здесь использовались, помимо прочего, дроблёные камни и формовочная глина. Зачем это делалось, пока загадка», – рассказал специалист.

Большая часть найденных на месте орудий труда – мотыги, с помощью которых, вероятно, снимали верхний почвенный слой и отрывали материковые камни. Однако где располагалась стоянка древних людей, соорудивших геоглиф, пока неизвестно.