Самое северное прибежище эласмотерия оказалось и самым долговременным

Учёные Института экологии растений и животных УрО РАН обнаружили останки этого древнего носорога под Тобольском; в этих местах он пережил своих собратьев на 100 тыс. лет

Под городом Тобольск Тюменской области учёные обнаружили самое северное в мире стойбище древнего носорога эласмотерия, вымершего миллионы лет назад, передаёт агентство ИТАР-ТАСС. Как сообщил заведующий лабораторией палеоэкологии Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, кандидат биологических наук Павел Косинцев, эта находка перевернёт представление научного мира о процессах вымирания древних видов животных.

«Под Тобольском мы работаем уже около 30 лет. То, что на месте раскопок мы обнаружили кости носорога эласмотерия – настоящая сенсация. Носороги эласмотерии проживали миллионы лет назад в южных степях. Считалось, что самым северным стойбищем этих животных была Курганская область. И тут мы находим останки этого вида животного в Тюменской области, значительно севернее Кургана. Мало того, по внешним признакам тюменский носорог пережил своих собратьев на 100 тысяч лет», – подчеркнул Косинцев.

Сейчас останки носорога готовят к отправке в Голландию для более точной диагностики. По словам Косинцева, весь научный мир находится в самом начале пути изучения процессов вымирания живых организмов на Земле.

«Только 10-15 лет назад на вооружение палеонтологов поступило современное оборудование, благодаря которому можно датировать останки древних животных, а также извлечь из них ДНК и сравнить с генами современных животных. Таким образом, нам удастся понять, какие виды необходимо беречь и сохранять, а какие смогут выжить и легко приспособиться к изменениям климата», – отметил учёный.

Он напомнил о том, что в 2012-2013 годах на Урале были сделаны другие сенсационные находки из области палеонтологии, в частности, зуб древнего дикобраза и останки носорога Мерка (их предстоит точно датировать в Варшавском институте геологии). Ранее считалось, что эти звери не могли обитать в данном регионе, однако специалисты УрО РАН доказали, что 100-150 тысяч лет назад климат здесь был гораздо теплее.

вымирание климатическая история палеозоология уро ран эласмотерий