Датский астронавт Андреас Могенсен (Andreas Mogensen), находясь на борту Международной космической станции, успешно выполнил тонкую операцию с помощью робота в техническом центре ESA (Европейского космического агентства) в Ноордвийке, Нидерланды. Об этом сообщает BBC News.

Суть операции состояла в том, чтобы вставить втулку в отверстие с помощью лазерного прицела. Уровень точности операции был менее 1 миллиметра. Моргенсен при этом находился на МКС, на высоте 402 км от Земли, так что сигнал между его пультом управления и роботом — который передавался через спутники связи, наземные антенны и линии связи — доходил с задержкой примерно в 1 секунду. Тем не менее, операция была успешно выполнена.

Это первая успешная отработка технологии дистанционного управления роботом с орбиты, которая может очень пригодиться при будущем освоении Марса (а также, возможно, других планет). В ходе такого освоения астронавтам наверняка придется выполнять некоторые важные операции с орбиты, управляя спускаемыми аппаратами.

Эксперимент был организован Лабораторией по дистанционному управлению роботами и тактильным сигналам ESA совместно с Институтом робототехники в Делфте (Нидерланды).

Могенсен — первый датский астронавт. Его миссия на МКС продлится всего 8 дней, в течение которых он также протестирует новую систему очистки воды с помощью наномембраны и новый облегающий костюм, признанный избежать появления проблем со спиной в невесомости.

Портал Научная Россия регулярно сообщает свежие новости с Международной космической станции. Несколько дней назад мы рассказывали о том, как пилотируемый корабль «Союз ТМА-18М», доставлявший на МКС очередной экипаж (как раз с Могенсеном в составе) избежал столкновения с обломком старой ракеты. В августе экипаж станции дегустировал выращенный в космосе салат и рассматривал с орбиты вулканы Камчатки. Кстати, теперь побывать на МКС может каждый, благодаря созданному ESA виртуальному туру.