Как растут галактики? Ученые, возможно, нашли ответ

Галактики ранней Вселенной пожирали холодный газ, чтобы подпитывать поразительно быстрое образование своих звезд. Астрофизик-теоретик Авишай Декель из Еврейского университета в Иерусалиме показал, что узкие потоки межгалактического газа, вероятно, и есть

Одно из объяснений, предложенное более десяти лет тому назад, состоит в том, что галактики ранней Вселенной пожирали холодный газ, чтобы подпитывать поразительно быстрое образование своих звезд. Астрофизик-теоретик Авишай Декель из Еврейского университета в Иерусалиме показал, что узкие потоки межгалактического газа, вероятно, и есть те самые«космические газопроводы», пронизывающие горячее газовое гало бутона расцветающей галактики и обеспечивающие растущую галактику пищей. Однако, как оказалось, эти едва различимые потоки холодного газа очень трудно обнаружить.

Случайное расположение космических тел позволило недавно выявить один из таких потоков галактического газа. Нил Крайтон (Neil Crighton) из Астрономического института им. Макса Планка в Гейдельберге и его коллеги исследовали один из ярких удаленных квазаров, чей свет по пути к Земле прошел через находящуюся на его пути галактику, когда Вселенной было всего лишь примерно три миллиарда лет от роду. Химические компоненты галактики поглотили излучение квазара с характерными длинами волн, запечатлев в нем тем самым характеристики газа, поступающего в галактику.

Газ, окружающий молодую галактику, «имеет все те характеристики, которые мы и ожидали увидеть у холодного аккреционного газового потока», — говорит Крайтон, ведущий автор недавнего исследования, опубликованного в журнале «Astrophysical Journal Letters». Среди этих особенностей — низкая температура, высокая плотность, и низкое содержание элементов отличных от водорода и гелия, образовавшихся во время Большого Взрыва.

Однако Декель не готов пока заявить о своей победе на основании лишь одного единственного наблюдения. «Чтобы было убедительно, необходимо найти множество таких потоков», — говорит он.

По материалам Scientific American, «Astrophysical Journal Letters»