Ноам Собел (Noam Sobel) и его коллеги из Института Вейцмана в Реховоте (Израиль) выяснили, что гены, ответственные за молекулярный механизм восприятия запахов, различаются у любых двух людей примерно на 30%. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Иными словами, обоняние каждого человека абсолютно уникально. Собел и его коллеги разработали сенсорный тест обоняния, который они назвали «обонятельный отпечаток». В эксперименте испытуемым требовалось обозначить 28 различным запахов 54 прилагательными, ученым было важно получить информацию об индивидуальном восприятии сходства запахов. Все 89 испытуемых имели различные «обонятельные отпечатки».

Ученые подсчитали, что всего 7 запахов и 11 описаний достаточно, чтобы идентифицировать каждого человека в группе. 34 запаха и 35 описаний и около 5 часов времени нужно, чтобы идентифицировать примерно 7 миллиардов человек, то есть почти все население планеты.

Также оказалось, что люди с похожими обонятельными профилями также имеют сходство на уровне генов, отвечающих за белки, связанные с запахом тела и выбором партнера. То есть эти люди пахнут примерно одинаково, что может быть механизмом для идентификации генетически родственного человека и избегания межродственного скрещивания.