В глубинах Земли обнаружены бактерии-космополиты

Одни и те же 19 видов микроорганизмов населяют глубокие шахты и скважины от Канады до Антарктики

Международная группа микробиологов обнаружила, что среди подземных бактерий существуют космополиты, которые встречаются на глубинах до нескольких километров и при этом населяют практически все обследованные уголки земного шара. Как именно этим 19 видам микроорганизмов удалось заселить столь удалённые друг от друга места обитания, учёные пока не знают.

В ходе исследования специалисты собирали образцы бактерий из глубоких угольных шахт и буровых скважин в разных уголках земного шара, а также на океанском дне. Видовую принадлежность микроорганизмов определяли с помощью чтения последовательности ДНК одного из генов (обычно для этого используются гены рибосомных РНК). В результате удалось определить 19 видов, которые встречаются на глубинах от 100 до 2000 метров под землёй в самых разных частях планеты – от Канады до Антарктики.

«Местами их доля была очень невысокой – какие-то части процента от общей биомассы. Но всё же они там были», – заметил Рик Колвелл (Rick Colwell), представлявший результаты работы на заседании Американского геофизического союза.

«Легко понять, почему в разделенных океанами местах птицы и рыбы могут быть похожи. Но гораздо сложнее представить, как практически идентичные бактерии могут встречаться в трещинах горных пород, которые разнесены на 16 тысяч километров», – пояснил один из авторов исследования, Мэтт Шренк (Matt Schrenk) из университета штата Мичиган.

Нынешняя космополитичность обнаруженных микроорганизмов теоретически может быть как следствием интенсивного транспорта в глубинах земной коры, так и результатом одновременного заселения разных континентов на ранних стадиях существования Земли.

Возможен и такой вариант: микроорганизмы, так же как и прочие живые существа, в процессе эволюции выработали одинаковые генетические приспособления в схожих экосистемах разных частей света, не являясь при этом прямыми родственниками.

Какая из этих версий ближе к истине, могло бы прояснить полное секвенирование ДНК бактерий, однако пока исследователи ограничились только фрагментами генома.

Ранее учёные неоднократно находили бактерий на глубинах в несколько километров. Обычно в таких условиях образуются тесные сообщества из нескольких видов, чей метаболизм обеспечивает круговорот веществ в замкнутой экосистеме. Тем не менее, в земной коре встречаются и индивидуальные «глубинные затворники», например, Desulforudis audaxviator, который живет в воде, насыщенной сульфатами на глубине 2,8 километров и самостоятельно производит все необходимые вещества.

Источник: lenta.ru, www.newscientist.com