Звёзды склонны скрывать свой возраст

В шаровом звёздном скоплении, которое относится к самым старым объектам во Вселенной, обнаружено множество «молодо выглядящих» звёзд

Некоторые звёзды, как некоторые люди, склонны казаться моложе, чем они есть. Это выяснили астрономы Европейской южной обсерватории (ESO) Ла-Силья в Чили, получив цветной снимок шарового звёздного скопления NGC 6362.

Шаровые звёздные скопления относятся к самым старым объектам Вселенной. Как правило, звёзды, входящие в их состав, образуются из одного облака материи, и возраст большинства из них составляет порядка десяти миллиардов лет. Но шаровые скопления – не просто застывшие обломки прошлого. В этих густонаселённых звёздных «городах» всё ещё продолжаются активные и интересные процессы.

Множество желтоватых звёзд, входящих в состав NGC 6362, уже миновали большую часть своей жизни и превратились в красных гигантов. Однако в этот раз специалисты ESO обнаружили по соседству с ними довольно большое количество «голубых бродяг». Эти небесные тела голубее и ярче, – а значит, и массивнее, – чем должны быть звёзды после десятка миллиардов лет эволюции. Как же им удаётся сохранять свою яркость?

Учёные рассматривают два варианта ответа на данный вопрос: либо это результат столкновения и последующего слияния светил, либо переноса массы от одного компонента двойной системы к другой. Главная идея обоих механизмов в том, что эти звёзды от рождения не были такими массивными, какими они являются сейчас, но в некоторый момент своей истории получили дополнительную «инъекцию» вещества, что и продлило их жизнь.

NGC 6362 не является столь известным, как некоторые более яркие шаровые скопления, но у него есть много особенностей, которые делают его интересным для астрономов. Этот сверкающий звёздный шар находится в южном созвездии Жертвенника (Ara) и хорошо виден даже в маленький телескоп. Впервые его заметил в 1826 году шотландский астроном Джеймс Данлоп (James Dunlop), проводивший свои наблюдения в Австралии.

eso астрономические наблюдения возраст звёзд европейская южная обсерватория шаровые звёздные скопления