Человек может читать и считать бессознательно

Израильские учёные выяснили, что бессознательно люди воспринимают фразы и математические выражения

Коллектив исследователей из Еврейского университета в Иерусалиме показал, что читать и делать простейшие математические операции человек может в бессознательном состоянии. Это противоречит существующим теориям бессознательных процессов. Работа учёных опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи использовали метод непрерывного вспышечного подавления (continuous flash suppression). Он заключается в том, что одному глазу показывают набор быстро сменяющих друг друга изображений (вспышки), а другой постоянно видит статичную картинку. Меняющиеся изображения настолько занимают сознание, что получаемое вторым глазом изображение обрабатывается бессознательно. Опытам с использованием этой методики подвергли 270 студентов университета.

В ходе первого эксперимента его участники должны были произносить числа, которые появлялись на экране компьютера. Каждому числу предшествовало простое бессознательное арифметическое действие. Оказалось, что число люди произносят быстрее, если оно являлось результатом бессознательного арифметического вычисления. Например, после того, как участнику показывали текст «9-5-1», он быстрее говорил число 3, чем 4, хотя не видел математического выражения осознанно.

Другой эксперимент заключался в том, что испытуемым показывали короткую фразу, причём удерживали их до тех пор, пока человек не говорит, что видит её (другой глаз в это время видел вспышки). Получилось, что негативные (например, «торговля людьми») и необычные фразы («скамейка съела зебру») осознаются зрителем быстрее, чем положительные («глаженая рубашка») и более привычные («лев съел зебру»). То есть бессознательное прежде всего выбирает нечто негативное и экстраординарное.

«Эти данные показывают, что люди могут выполнять сложные, основанные на определённых правилах операции бессознательно, что противоречит существующим моделям сознательного и бессознательного. Значит, теории бессознательных процессов и сознания человека надо пересмотреть. Этот пересмотр приблизит нас к разгадке одной из главных научных тайн XXI века – в чём функции человеческого сознания», – заявил руководитель исследования Ран Хассин (Ran Hassin).

Источник: www.alphagalileo.org