Украинские села до сих пор испытывают влияние Чернобыля

Новые исследования показывают, что молоко в некоторых частях Украины имеет уровень радиоактивности, в пять раз превышающий официальный безопасный предел, – пишет eurekalert.org.

Ученые из исследовательской лаборатории Гринпис в Университете Эксетера (Великобритания) и украинского Института сельскохозяйственной радиологии собрали пробы коровьего молока в частных хозяйствах Ровенской области, находящейся примерно в 200 км от места аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Было проанализировано молоко из 14 поселений. В шести из них превышен официально установленный безопасный для взрослых предел радиации - 100 беккерелей на литр (Бк/л), в восьми превышен лимит для детей - 40 Бк/л.

Наивысший уровень цезия, обнаруженный в молоке, составил 500 Бк/л - в пять раз больше нормы взрослого человека и в 12 раз – ребенка.

«Спустя более 30 лет после Чернобыльской катастрофы люди по-прежнему подвергаются воздействию радиоактивного цезия при потреблении основных продуктов питания, в том числе молока, производимых в пострадавших от чернобыльской катастрофы районах», - сказала доктор Ирина Лабунская из Исследовательской лаборатории Гринпис в Университете Эксетера.

«В изучаемой нами области многие люди держат коров в хозяйстве для молока, основным потребителем которого являются дети. Несмотря на то, что уровень загрязнения почвы в исследуемых районах не очень высок, радиоактивный цезий продолжает накапливаться в молоке и других продуктах, так что жители этих деревень хронически подвергаются радиоактивности, что представляет опасность для здоровья почти каждой системы в организме, особенно среди детей».

Исследователи говорят, что могут быть предприняты простые защитные меры для снижения уровней радиационного облучения ниже установленных лимитов. Это обойдется менее чем в 10 евро на человека в год для 8 300 человек, проживающих в шести деревнях с самым высоким загрязнением.

К таким мерам относятся применение вещества, связующего цезий, которое называется ферроценом. Его можно добавлять в корм коровам и свиньям, а также включать в состав минеральных удобрений картофельных полей.

Стоимость этого средства будет снижаться каждый год по мере падения уровня радиации. Но если никаких действий предприниматься не будет, то, по предупреждениям экспертов, в некоторых частях Украины и к 2040 году уровень радиации в молоке будет по-прежнему превышать разрешенные 100 Бк/л для взрослых.

«Украинское правительство принимало некоторые меры в прошлом, но это прекратилось в 2009 году, - сказала Ирина Лабунская. - Необходимо проводить государственный и международный мониторинг, а также помогать людям, пострадавшим от излучения».

Кроме того, ученые заявляют, что эта ситуация должна выступать в качестве напоминания о том, как долго последствия ядерных аварий могут влиять на окружающую среду. Однако без адекватных контрмер это огромное историческое событие становится привычной повседневностью для пострадавших.

загрязнение почвы радиация радиация в молоке уровень цезия чернобыль чернобыльская авария