В основе стадного инстинкта лежит эгоизм?

Убегая от волка, овцы вынуждены обгонять не столько его самого, сколько друг друга

Основой стадного инстинкта у животных служит не столько сотрудничество, сколько эгоизм – к такому выводу пришли британские учёные в результате полевого исследования поведения стада овец, охраняемых овчарками. Их выводы опубликованы в журнале Current Biology.

Эндрю Кинг (Andrew King) и его коллеги из Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета оснастили 46 овец GPS-передатчиками, позволяющими отслеживать перемещения каждой из них практически в реальном времени. Проанализировав данные, биологи выяснили, что при приближении собаки, которая воспринимается как потенциальный хищник, животные не бегут в одном направлении и не разбегаются в разные стороны поодиночке или группами. Вместо этого каждая овца стремится занять место как можно ближе к центру стада, даже если вся отара движется.

«Это эгоистичное поведение, поскольку каждая овца стремится минимизировать свой собственный риск за счёт его увеличения для других, которые находятся на краях скопления», – цитирует Кинга электронное издание Science Now.

Теория «эгоистичного стада» насчитывает уже несколько десятков лет, однако данным, которые могли бы служить её эмпирическим подтверждением, до сих пор не хватало точности, поскольку собирать пространственную информацию о диких животных довольно трудно.

«Они умело воспользовались выгодной возможностью провести эксперимент с овцами. И использованный метод – шаг вперёд по сравнению с более ранними исследованиями. Я хотел бы увидеть применение этой техники на других крупных млекопитающих», – прокомментировал работу своих коллег американский биолог Теодор Станкович (Theodore Stankowich).

Конечно, эксперимент во многом ограничен своим контекстом: вполне возможно, что другие животные будут вести себя совсем иначе, нежели овцы, да и для них собака представляет гораздо меньшую опасность, чем волк. Однако в целом гипотезы по поводу причин, заставляющих животных собираться в стада, могут послужить основой для исследований в весьма широком спектре научных областей – от новых аспектов теории эволюции до распространения инфекционных заболеваний среди домашнего скота.