Британские биологи вновь заинтересовались островами

Новое исследование биоразнообразия островов, вероятно, знаменует собой новую веху в этой отрасли биогеографии

Исследования многообразия видов на островах не особенно значительно продвинулись вперёд по сравнению с биогеографией континентов. До недавнего времени большинство учёных придерживались весьма расплывчатой точки зрения, что на небольших участках суши посреди океана эволюционные и экологические процессы протекают несколько по-другому, нежели на «Большой земле», однако объяснить это было не так просто. Однако новое исследование британских биологов, похоже, знаменует собой новую веху в данной отрасли естественной науки, пишут корреспонденты сайта Science Now.

После Дарвина и Уоллеса сколь-нибудь значительным прогрессом в понимании островных экосистем можно назвать разве что работу Мак-Артура и Уилсона (Robert MacArthur, E.O. Wilson). В 1960-х годах они высказали предположение, что острова, находящиеся относительно недалеко от материка, наиболее сильно подвержены унификации с типичной для него природной средой. Далее в 2005 году международная группа экологов отметила тот факт, что и на Большой земле некоторые территории, такие, как бассейн Амазонки или джунгли Центральной Африки, не уступают по числу эндемичных видов иным островам.

Как указывает британский учёный Адам Алгар (Adam Algar) из Ноттингемского университета, до сих пор исследователи анализировали только абсолютные показатели по количеству видов. Он и его коллеги решили использовать другой метод – вычислить индекс так называемого оборота, то есть процесса замещения одних видов другими.

На примере всего двух групп животных – ящериц рода Anolis и лягушек Terrarana, различные виды которых обитают в Центральной и Южной Америке, а также на островах Карибского бассейна – экологам удалось установить, что оборот видов между двумя континентальными территориями значительно отстаёт от показателей системы «остров-остров», и ещё больше – от системы «континент-остров». В целом это подтверждает вывод о более высокой степени биоразнообразия островов. Те же лягушки и ящерицы, переселяясь с континента на остров, в прежнюю среду обитания практически не возвращаются.

По словам Алгара, результаты данного исследования имеют значение для деятельности специалистов по охране природы. Если в мерах по сохранению многообразия видов нуждается один остров в какой-либо цепочке, то эти же меры должны внедряться на всём архипелаге, считают учёные.