Учёные обнаружили воду в атмосфере горячего юпитера

Научно-исследовательская группа американских учёных обнаружила водяные пары в атмосфере планеты за пределами нашей Солнечной системы.

Команда, в состав которой входят специалисты из военно-морской научно-исследовательской лаборатории США (NRL), Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics), университета штата Пенсильвания (Pennsylvania State University ) и Аризонского университета (University of Arizona), использовала сложную технику на основе эффекта Доплера для непосредственного обнаружения экзопланеты и демонстрации наличия воды в её атмосфере.

Планета, получившая название тау Волопаса B (Tau Boötis b) относится к классу экзопланет, называющихся горячие юпитеры. Это массивные экзопланеты, которые вращаются очень близко к своей родительской звезде. В отличие от нашего Юпитера, который является достаточно холодной планетой с орбитальным периодом около 12 лет, тау Волопаса B проходит путь вокруг своей звезды за 3,3 дня и из-за этой близости нагревается до очень высоких температур. В таких условиях вода может существовать исключительно в виде высокотемпературного пара.

Так как горячие юпитеры оказались относительно распространённым планетарным типом в Галактике, происхождение и природа этих планет становятся предметом интенсивных исследований астрономов. Группа учёных из США изучала данные, собранные обсерваторией Кека на Гавайях (W. M. Keck Observatory) с использованием ближнего инфракрасного эшелле-спектрографа. Так как горячий юпитер находится очень близко к своей звезде, чтобы отделить свет планеты от света звезды, исследователи использовали эффект Доплера.

Ранее похожим образом учёные определяли массу звёзд в двойных системах, если разница в массе была небольшой. Применение этого метода к тау Волопаса B, однако, создало огромные проблемы: инфракрасное излучение от звезды более чем в 10 тысяч раз превышает излучение планеты. Для извлечения и анализа сигнала планеты на фоне "шума" звезды Чед Бендер (Chad Bender) из университета Пенсильвании разработал специальное программное обеспечение.

Сравнив молекулярную подпись воды с комбинированным спектром планеты и звезды, учёные смогли изучить движение планеты и установить наличие паров воды в её атмосфере. Команде также удалось определить, что планета в шесть раз массивнее нашего Юпитера.

"Обнаружение водяного пара на тау Волопаса B — захватывающий и важный шаг для понимания состава этих далёких миров, – считает доктор Джон Карр (John Carr), один из авторов исследования из Научно-исследовательской лаборатории ВМС США (NRL).– Наш результат также демонстрирует эффективность этой методики для измерения воды и других молекул в атмосферах планет, предоставляя нам новый инструмент для изучения природы и эволюции экзопланет".

Источник: www.vesti.ru