Исследователям из Стэнфордской медицинской школы (США) впервые удалось разработать метод превращения больных клеток-лимфобластов, вызывающих лейкемию, в иммунные клетки-макрофаги. Более того, такие клетки-макрофаги сами начинают бороться с лейкемией с удвоенной силой. Об этом сообщает сайт Science Alert со ссылкой на научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

В норме лимфобласты являются незрелыми белыми кровяными клетками — лимфоцитами. Однако при острой лимфобластической лейкемии (ALL) эти клетки «застревают» в незрелом состоянии и снижают количество в крови красных кровяных телец — эритроцитов, что и приводит к лейкемии. Острая лимфобластическая лейкемия обычно развивается у детей в возрасте от 2 до 5 лет и в 20% случаев в течение пяти лет приводит к летальному исходу.

В данном случае трансформировать удалось B-клетки лимфобластической лейкемии (B-ALL), ответственные за 85% всех случаев ALL. Сделать открытие, как это нередко бывает, помог случай: медики из Стэнфорда выращивали культуры клеток B-ALL в лабораторных чашках Петри, чтобы тестировать разные методы борьбы с ними. Один из ученых, Скотт Макклеллан (Scott McClellan) заметил, что больные лимфобласты в культуре иногда изменяют свои форму и размер, становясь похожими на клетки иммунной системы — макрофаги (Т-клетки), которые как раз и отвечают в нашем организме за уничтожение больных клеток, включая раковые.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что больные лимфобласты действительно превращаются в макрофаги. А использовав наработки, ранее полученные в экспериментах с клетками мышей, ученые научились управлять процессом такой трансформации. Для этого в среду, в которой содержатся B-ALL, добавляют специальные белки, которые «переключают» у них работу некоторых генов.

Оказалось, что полученные таким образом макрофаги борются со своими бывшими собратьями, больными лимфобластами с удвоенной силой. «Поскольку они сами возникли из раковых клеток, они разделяют с ними общие химические сигналы, что позволяет макрофагам легко идентифицировать раковые клетки и делает иммунную атаку эффективнее», — объясняет профессор Рави Маджети (Ravi Majeti), ведущий автор исследования.

Теперь ученые поставили перед собой следующую цель: разработать лекарство, которое будет превращать лейкемические клетки в иммунные непосредственно в организме пациента.

Напомним, недавно медики из Филадельфии предложили лечить острый лимфобластический лейкоз с помощью биоинженерных Т-клеток.