Ученые ВШЭ создали алгоритм, позволяющий подобрать эффективное лечение лейкоза

Российские математики разработали алгоритм подбора оптимальной терапии для детей, больных лейкозом.

Ученые-математики из НИУ ВШЭ разработали схему подбора оптимальной терапии при остром детском лимфобластном лейкозе. Они проанализировали большой корпус историй болезней и смогли рассчитать, какой метод лечения дает максимальный эффект у той или иной группы пациентов. Результаты работы приложимы не только к области медицины, но и к любому случаю, при котором требуется анализ данных в подгруппах. Об исследовании рассказывает ТАСС.

По словам директора департамента анализа данных и искусственного интеллекта НИУ ВШЭ Сергея Кузнецова, в 2011 году к ним обратились медики из Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Д. Рогачева (ФНКЦ) с просьбой помочь в совершенствовании схем медикаментозной терапии.

Математическими методами ученые вели поиск отдельных групп пациентов, у которых наблюдаются значимые различия в реакции на имеющиеся виды терапии. В частности, делалось разграничение по двум видам химиотерапии. Исследователи сравнили динамику эффективности лечения разными препаратами у людей со схожими физиологическими параметрами.

Всего в исследовании использовались данные о 1773 пациентах, не достигших совершеннолетия. Ученые выделили несколько параметров физиологических особенностей пациентов: пол, возраст, свойства крови, состояние внутренних органов, генетические данные и др.

Ученые установили корреляцию между различными сочетаниями параметров пациентов и эффективностью проведенного лечения. Они нашли группы пациентов, на организм которых та или иная схема терапии оказывает наилучший эффект. Как рассказал Сергей Кузнецов, лучше всего исследователям удается выделять небольшие группы с большими различиями.

Далее результаты исследования будут проверены уже в клинических условиях. Испытания планируется провести на базе ФНКЦ. Вместе с тем перед учеными остается ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения — например, о том, как учитывать осложнения, как адаптировать алгоритм для сравнения трех и более стратегий лечения и некоторые другие.

Ранее портал Научная Россия писал о том, как детский сад спасает от лейкоза.

вшэ лейкоз эффективность лечения