Ученые впервые вырастили печень из стволовых клеток

Биологи из Японии сумели перепрограммировать стволовые клетки в единичные гепатоциты ― основные клетки печени, что стало большим шагом на пути к созданию искусственного органа.

Это стало возможным благодаря методике, позволяющей выращивать полноценные «части» печени из перепрограммированных стволовых клеток. Биологи успешно пересадили такие «закотовки» в тело мыши, превратив их в подобие настоящего органа, сообщает журнал Nature. Эта методика позволит в ближайшем будущем восстанавливать органы при повреждении и болезнях.

Эксперимент удался группе исследователей под руководством Хидэки Танигути (Hideki Taniguchi) из университета Йокогамы (Япония). Впервые они получили искусственным путем  единичные гепатоциты в июне 2012 года.  Изучив, что происходит при развитии печени в зародыше человека, ученые воспроизвели необходимые условия в чашке Петри с будущими гепатоцитами. В частности, они добавили в культуру особые клетки из стенок сосудов пуповины, а также клетки-«заготовки» для стенок будущих сосудов печени. Через 48 часов эти культуры кардинально преобразились: они сжались до небольших комочков, напоминавших прообраз печени в зародыше. Сходство было не только внешним — в этих «бутонах», как их назвали их биологи, были активны те гены, которые обычно связываются с работой гепатоцитов.

Для проверки жизнеспособности полученных «бутонов» ученые пересадили их под кожу мышей с отключенной иммунной системой и проследили за их ростом. На вторые сутки после имплантации заготовка «подключилась» к кровеносной системе организма-хозяина и начала расти. Через два месяца ученые получили полноценный орган, исполняющий все функции печени.

Выращенный орган невелик — всего 5 миллиметров, однако его состав и функции ничем не отличаются от человеческой печени. Она вырабатывает протеины и расщепляет поступающие в организм лекарственные препараты.

По словам Танигути и его коллег, искусственная печень сохраняла стабильность и не была подвержена мутациям на протяжении нескольких месяцев эксперимента. Данный факт, как считают биологи, позволяет начать работу над адаптацией этой методики выращивания печени для людей. На это может уйти еще около десяти лет, однако японские ученые уверены, что теперь открыт путь к более амбициозным экспериментам по выращиванию органов. Исследователи  планируют вводить стволовые печеночные клетки в кровь пациента, чтобы с кровотоком они попадали в поврежденный орган, начав восстановление. Биологи уверены, что, используя эти же приемы, возможно создавать и другие органы, например, поджелудочную железу.

искусственная печень клетки печени стволовые клетки университет йокогамы хидэки танигути