Ученые впервые создали ткани легкого из стволовых клеток

Открытие сотрудников медицинского центра Колумбийского университета поможет создать искусственное легкое для тестирования новых лекарств и даже использовать полученные легочные ткани для трансплантации.

Ученые впервые создали клетки легкого и дыхательных путей из эмбриональных и индуцированных стволовых клеток — это открытие в будущем поможет создать искусственное легкое для тестирования новых лекарств и даже использовать полученные легочные ткани для трансплантации, надеются ученые, об исследовании которых сообщает медицинский центр Колумбийского университета (США).

"Ранее исследователи достигли относительного успеха в создании клеток сердца, кишечника, печени из стволовых клеток, открыв много возможностей для регенеративной медицины — восстановления пораженной болезнью или поврежденной ткани. Теперь мы наконец можем создавать клетки легкого и дыхательных путей — это важно, потому что прогнозы для пересадки легких пока неблагоприятные", — говорит автор исследования, сотрудник центра Ханс Сноэк (Hans Snoeck). Статья Сноэка и его коллег опубликована в журнале Nature Biotechnology.

Эмбриональные стволовые клетки получают из внутренней клеточной массы зародыша на ранней стадии его развития, а индуцированные плюрипотентные стволовые клетки создают из кожных клеток человека. Они широко используются в регенеративной медицине, и в 2011 году Сноэку и его коллегам удалось с их помощью создать ткань кишечника.

В новом исследовании они доказали, что таким же образом можно создать по крайней мере шесть типов клеток легкого и дыхательных путей, в частности, те из них, которые участвуют в восстановлении тканей легкого после ранения или травмы.

В будущем авторы статьи надеются использовать эту технологию для того, чтобы создать новое легкое из собственных клеток пациента, которому требуется пересадка: легкое донора "очищается" от его клеток, а затем на него "высеваются" легочные клетки пациента. Таким образом, считают ученые, можно будет избежать отторжения пересаженного органа — иммунного ответа организма на чужеродную ткань.

hans snoeck индуцированные стволовые клетки медицинский центр колумбийского университета стволовые клетки эмбриональные стволовые клетки