Международная группа ученых очень точно измерила массу черной дыры, расположенную в центре двойной галактики NGC 1332. Объект оказался в 660 млн раз тяжелее Солнца, сообщается в пресс-релизе университета Ратгерса (США), чьи сотрудники приняли участие в работе. Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal Letters.

Галактика NGC 1332 расположена в 73 млн световых лет от нас в созвездии Эридана. Считается, что в ее центре расположена черная дыра. Для измерения ее массы ученые использовали крупнейший на Земле радиоинтерферометр ALMA, расположенный чилийской пустыне Атакама. Космический объект оказался в 660 млн раз тяжелее нашего Солнца.

Телескоп ALMA позволил авторам статьи наблюдать выбросы моноксида углерода из гигантского диска холодного газа, вращающего на орбите черной дыры в NGC 1332, измерив таким образом скорость вращения. Она составила 1,1 млн метров в час.

Это далеко не самая тяжелая черная дыра из известных науке. Самой тяжелой считается черная дыра из галактики NGC 4889, которая весит столько же, сколько 21 миллиард наших солнц. А недавно астрофизики из Германии, США и Канады обнаружили сверхмассивную черную дыру в центре эллиптической галактики NGC 1600 с массой примерно в 17 миллиардов раз больше массы Солнца.

«В последние 20 лет ученые активно пытались охарактеризовать массы черных дыр в центрах галактик. И в этом помогают новые инструменты», — сказал Андрю Бейкер (Andrew J. Baker), доцент астрофизической группы в отделе физики и астрономии университета Ратгерса, работающий с этой темой еще со студенческой скамьи.

Опираясь на аналогию с Млечным путем, ученые полагают, что в центре любой массивной галактики расположена черная дыра. Это очень тяжелый космический объект, который формируется из окружающего газа, поглощая соседние звезды и другие черные дыры. Но точная эволюция черных дыр не до конца ясна, поэтому о них нужно знать как можно больше, в том числе точную массу. Точная масса позволит ученым определить, насколько скорость роста черной дыры больше или меньше скорости роста материнской галактики — ведь их развитие каким-то образом синхронно, как полагают исследователи.

Бейкер с коллегами недавно подал новую заявку в ALMA на исследование других массивных черных дыр.