Ученые ТГУ будут участвовать в подготовке космонавтов

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский и начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев обсудили вопросы сотрудничества.

2 апреля ТГУ посетили начальник ЦПК (Звездный городок) Сергей Крикалев, заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации «Энергия» Александр Чернявский и председатель Президиума ТНЦ СО РАН Сергей Псахье. В ходе встречи с руководством и ведущими учеными ТГУ речь шла о совместной работе, которую начинает «Лаборатория когнитивных исследований» при участии российских космонавтов.

Специалистам лаборатории предстоит решить ряд важных вопросов, направленных не только на научные исследования, но и на решение практических задач. Конечным результатом их изысканий станет разработка новых технологий, тренажеров, оборудования, компьютерных программ, а также комплексов физических упражнений и методик, которые позволят сократить время подготовки космонавтов, повысив при этом ее эффективность. Выполнить эту задачу ученым поможет изучение молекулярно-генетических маркеров, сопряженных с формированием навыков выполнения действий в условиях невесомости в области модельных и экспериментальных исследований.

- Основная наша задача минимальными средствами добиться в процессе наземной подготовки большей экологичности работы человека в космосе, - сказал во время краткой презентации деятельности «Лаборатории когнитивных исследований в освоении космоса» ее заведующий Дмитрий Баланев. - Работа на орбите отнимает много сил и здоровья. Мы считаем, что эти затраты можно минимизировать, используя новые инструменты наземной подготовки.

Свое мнение по поводу предстоящего сотрудничества высказал летчик-космонавт Сергей Крикалев.

- То, что я увидел в перечне предлагаемых направлений и задач – очень интересно, - отметил он. - Одна из основных проблем, которая пока остается нерешенной - определение физиологической и психофизиологической «цены» выполнения задания. Условно говоря, идет процесс стыковки, один человек выполняет его на максимуме своих возможностей, у другого остаются в запасе какие-то ресурсы. Как их измерить и рассчитать? Данный вопрос имеет большое прикладное значение. Оценка эффективности многих тренировок пока чисто интуитивная. Мы думаем, что тренируем с запасом, но мы не знаем, каков он и насколько его хватит.

Как отметил начальник Центра подготовки космонавтов, в полете уровень тренированности у человека падает, поскольку на орбите он практически не тренируется. Человек улетел, а через месяц ему выполнять сложную задачу на корабле или в открытом космосе. Как определить, находится космонавт на достаточном уровне для выполнения задачи или нет?

- Мы задаем эти вопросы себе и разным умным людям, - сказал Сергей Крикалев, - но ответить на них не могут ни российские, ни американские специалисты. Надеюсь, что с вашей помощью мы найдем этот ответ.

В ходе встречи было утверждено решение о проведении презентации программы ученых ТГУ в двух американских университетах: Пенсильванском и Гарвардском. Сотрудники этих вузов занимаются серьезными изысканиями в области молекулярной биологии и генетики. Двое из них работают в «Лаборатории когнитивных исследований» Томского государственного университета.

Планируется, что в штат лаборатории войдут летчики – космонавты Александр Калери и Сергей Крикалев. Также они станут профессорами факультета физической культуры ТГУ. Теперь ученые Томского государственного университета и российские космонавты будут вместе работать над решением поставленных задач.

дмитрий баланев подготовка космонавтов к работе на орбите сергей крикалев сергей псахье томский государственный университет