Группа американских ученых под руководством Аржуна Рамакришнана (Arjun Ramakhrishnan) и Мигеля Паис-Вьеира (Miguel Pais-Vieira) исследовала возможность создания коллективного разума. Две работы, описывающие результаты эксперимента по созданию такого разума у крыс и обезьян были опубликованы в журнале Nature.

В работе, посвященной эксперименту над обезьянами, ученые смогли научить трех макак управлять искусственной рукой. Для этого они вначале научили каждую обезьяну управлять ей по отдельности, а после этого объединили их усилия. При этом каждая получила возможность двигать искусственную руку только в 2 направления из трех —  например, одна из обезьян могла двигать ее только вперед-назад и вверх-вниз, но не вправо-влево, а другая не могла перемещать ее вверх-вниз. Несмотря на такие ограничения, обезьяны оказались способны объединить усилия, чтобы привести в движение руку, которую поодиночке они не могли переместить в нужное положение. Таким образом, по словам ученых у них получилось организовать обезьян так для выполнения задачи, которую каждая из них отдельно выполнить не в состоянии. При этом, когда одну из трех обезьян удаляли — коллектив из двух обезьян продолжал успешно справляться с задачей.

В эксперименте с крысами ученые соединили четырех крыс при помощи электродов и предложили им вместе выполнить различные задания, связанные с вычислениями, распознаванием образов и даже с предсказанием погоды. Как оказалось, 4 крысы вместе справились с этими задания лучше, чем каждая в отдельности. Так, в задании на распознавание образов от крыс требовалось восстановить исходное двухцветное изображение. Для этого им вначале показывали изображение, а потом предлагали выбрать из двух вариантов цвет его небольшого фрагмента. 4 крысы вместе выполнили это задание практически без ошибок, в то время как каждая из них по отдельности не смогла справиться с заданием.

Ученые говорят, что эти эксперименты в какой-то мере отражают то, что происходит во время мозгового штурма у людей, когда большое количество участников одновременно пытаются решить одну задачу, в результате чего ошибки, допускаемые каждым по отдельности, не приводят к ошибкам в итоговом результате.

Однако исследователи отмечают, что эти опыты — только первые попытки создать что-то, напоминающее коллективный разум у животных, и до создания чего-то подобного у людей еще очень далеко, если об этом имеет смысл говорить.