Согласно ученым из Имперского колледжа Лондона (Великобритания), наиболее эффективный путь очистить океан от пластика — поместить уловители мусора ближе к берегам. Ученые опубликовали результаты исследования в журнале Environmental Research Letters, сообщает пресс-служба вуза.

Эрик ван Себилла и студент физики Петера Шермана из Коллеж Империал в Лондоне решили выяснить, где лучше устанавливать коллекторы пластика. Ученые использовали модель движения пластика в океане, чтобы определить лучшие места. Они выяснили, что помещать коллекторы рядом с берегом более выгодно, чем помещать их внутри участка. Особенно эффективно размещать коллекторы вдоль берегов Китая и Индонезийских остров. Согласно компьютерной модели, за десять лет с 2015-2025 года, таким способом можно удалить 31% микропластика. Если же все коллекторы поставить внутри участка, то удалить получится только 17%.

Фитопланктон может сделать коллекторы пластика еще более эффективными, полагают ученые. Если их разместить в областях богатых фитопланктоном и к тому же у берегов, то мусорный участок сократиться на 46%, помещением коллекторов ближе к берегам, в противном случае мусор сокращается только на 14%.

В мировом океане скопились тонны и тонны пластикового мусора, что представляет собой экологическую проблему. Пластиковые пакеты, бутылки, искусственные ткани попадают в океан с реками, протекающими среди городов и свалок. Этот пластик может существовать сотни и даже тысячи лет, не разлагаясь. Он попадает в пищу диких животных и таким образом участвует в пищевой цепочке, разрушая экосистему. Внимание ученых сосредоточено сейчас на крупных местах скопления пластика в океане.

Одно из таких мест, содержащее большое количество микроскопического пластика, расположено на севере Тихого океана. Его называют Великим тихооокеанским мусорным пятном. Место огорожено океанскими течениями, которые удерживают мусор на площади, в два раза большей, чем площадь Великобритании. Тихоокеанское мусорное пятно попало в зону международного внимания, и теперь там запущен проект Ocean Cleanup, в рамках которого планируют установить плавающие батареи и платформы из коллекторов пластика.

Тем временем, все чаще исследования показывают, что загрязнение мирового океана несет прямую и непосредственную угрозу для рода человеческого. Например, совместное американо-индонезийское исследование, проведенное в 2015 году, показало, что в четверти образцов рыбы, купленных на рынках в Калифорнии и в Индонезии, содержались следы загрязнения из океанов. Отдельная проблема — микрочастицы пластика, содержащиеся в скрабах, зубных пастах и стиральных порошках. Они настолько малы, что с легкостью проходят все очистные фильтры и попадают в воду, так что в 2014 году их нашли в реке Св. Лаврентия — а это крупнейшая река Северной Америки, протекающая по территории Канады и США. Кстати, в нескольких американских штатах уже запрещено их производство.