Группа американских ученых под руководством генетика Джефа Буке (Jef Boeke) объявила о старте проекта по созданию искусственного генома человека. Проект получил название Human Genome Project — Write (HGP-Write), о его задачах ученые сообщили на страницах журнала Science.

Проект ставит целью сократить расходы на разработку и тестирование геномов. Сегодня ученые могут создавать отдельные участки ДНК, но создание полного генома — очень дорогая процедура. В перспективе работа позволит, как отмечают авторы статьи, выращивать органы человека для трансплантации, создавать иммунитет к вирусам в клеточных линиях с помощью полногеномного редактирования, вырабатывать устойчивость к раку. Исследования помогут в создании новых лекарственных средств и методов терапии различных заболеваний.

Ученые планируют уже в этом году привлечь финансирование в размере 100 миллионов долларов на развитие проекта. Они подчеркивают, что речь не идет о создании синтетического человека с заданными свойствами. Однако после выхода статьи уже началось активное обсуждение проекта в научном сообществе, исходя из возможных рисков. В частности, предлагается рассматривать HGP-Write в одном ряду с проектами по редактированию человеческого генома.