Ученые разрабатывают вакцину от ВИЧ на основе кошачьего вируса

Белок вируса кошачьего иммунодефицита может стать основой вакцины против человеческого иммунодефицита.

Специалисты Университета Флориды и Университета Калифорнии (Сан-Франциско) обнаружили, что белок вируса иммунодефицита кошек (ВИК) может стать основой для вакцины против вируса иммунодефицита человека.

Разработчики делали упор на создание антител, связывающих вирус. Теперь они пытаются создать вакцину, активирующую иммунные Т-клетки организма, которые, в свою очередь, должны уничтожать клетки, зараженные ВИЧ. Эта работа тоже идет медленно, потому что подобрать вирусный белок, который активировал бы Т-клетки, довольно сложно. Искать его надо среди белков, которые не мутируют (вирус иммунодефицита человека очень изменчив), иначе вакцина окажется бесполезной.

Именно подбор белка, самый первый этап создания вакцины, описали американские исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Journal of Virology.

Белки ученые выбирали, анализируя последовательности ВИЧ и других родственных вирусов, вызывающих иммунодефицит у животных: обезьян, копытных и кошек. Их выбор пал на так называемую обратную транскриптазу — фермент, который обеспечивает образование ДНК на матрице РНК. Это необходимо для размножения РНК-вирусов, поэтому такой жизненно важный белок не должен мутировать.

Его последовательности консервативны у разных вирусов иммунодефицита и теоретически должны были взаимодействовать с Т-клетками. Исследователи синтезировали небольшие фрагменты обратной транскриптазы ВИЧ и ВИК и проверили их влияние на Т-клетки, взятые из крови ВИЧ-инфицированных и здоровых людей.

Изолированные клетки выдерживали в питательной среде вместе с белками. Клетки здоровых людей не реагировали с вирусными белками, в отличие от клеток инфицированных пациентов. Реакция Т-клеток на разные белки была различной: они активно делились, синтезировали гамма-интерферон или цитотоксические вещества, которые в организме больного должны уничтожать зараженные вирусом клетки.

К удивлению исследователей, самым активным стимулятором Т-клеток оказался белок кошачьего вируса F3.

Ученые проверили его влияние на Т-клетки пациентов через год и через два. За это время вирус в организме пациентов должен был измениться, но Т-клетки по-прежнему реагировали на F3, следовательно, он достаточно консервативен, чтобы стать основой для вакцины.

Ученые надеются с помощью «кошачьего» пептида найти участок белка ВИЧ, более эффективный для производства вакцины. Такие же фрагменты они планируют искать и в других вирусах иммунодефицита. Найденные фрагменты предстоит тестировать в клеточной культуре, испытывать на двух видах животных и лишь затем приступать к первой фазе клинических испытаний.

Источник: www.virologyj.com