Ученые поняли, как морским млекопитающим удается долго обходиться без дыхания

Ученым удалось раскрыть тайну одной из самых экстремальных адаптаций  животного мира: как морские млекопитающие запасают столько кислорода, что не дышат в течение часа.

Оказывается, такой способностью их наделяет особая разновидность миоглобина ― белка, запасающего кислород в мышцах. Данный вид миоглобина обладает специальными «отталкивающими» свойствами, а его наличие в организме позволяет животным запасать огромное количество кислорода в мышцах, не засоряя их. Результаты исследований опубликованы в журнале Science.

Ученые извлекли чистый миоглобин из мышц различных млекопитающих ― обычной земной коровы,  выдры, ведущей наполовину земной и наполовину водный образ жизни, и кашалота – супер-дайвера, который спокойно может плавать в течение часа на глубине в километр. Во главе с исследователем Скоттом Мирсета они провели тщательную экспертизу и проследили эволюционные изменения миоглобина в мышцах глубоководных млекопитающих, произошедшие за 200 миллионов лет. Результаты показали, что лучшими ныряльщиками являются млекопитающие, молекулы разновидности миоглобина которых не образует соединений друг с другом.

«Мы пытались понять, как тюлени и киты эволюционировали настолько, что концентрируют этот белок в мышцах без потери их функций. Ведь при высоких концентрациях белок обычно связывается», ― рассказал доктор Майкл Беренбринк.

Секрет в том, объясняет доктор Беренбринк, что миоглобин морских млекопитающих положительно заряжен, а значит, белки отталкиваются друг от друга, как полюса магнита: «Благодаря этому, животные действительно способны накапливать высокую концентрацию этого белка в мышцах без слипания и засорения последних. И это открытие приближает нас к разгадке того, как именно произошел переход млекопитающих из воды на сушу».

Результаты исследований также позволили оценить способности к «дайвингу» предков современных китов. По древним окаменелостям ученые смогли оценить доступную  глубину и длительность погружения тех или иных видов.

Открытие найдет практическое применение в медицине: сделает возможным поставлять кислород к тканям человека через жидкости тогда, когда переливание крови невозможно.