Ученые определили частоту шума вулкана перед извержением

Ученые открыли, что звук, который испускал вулкан Редаут на Аляске, достиг необычно высокой частоты. Звуковая волна началась с 1 герца и дошла почти до 30 герц - частоты, на которой звук уже может услышать человек.

Ученые открыли, что звук, который испускал вулкан Редаут на Аляске, достиг необычно высокой частоты. Звуковая волна началась с 1 герца и дошла почти до 30 герц - частоты, на которой звук уже может услышать человек, сообщают РИА Новости.

Вулкан Редаут на Аляске перед извержением издал необычно высокий звук, который возник из-за колебаний земной коры в серии небольших землетрясений, предшествующих извержению, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Извержению вулкана часто предшествуют несильные землетрясения. Они могут идти друг за другом с таким малым промежутком, что земная кора, колеблясь, издает низкочастотную «трель». Ученые под руководством выпускницы Московского государственного университета геодезии и картографии Ксении Дмитриевой из Университета Стенфорда (США) проанализировали извержение вулкана Редаут в 2009 году. Они обнаружили, что «трель», которую он испускал, достигла необычно высокой частоты. Она началась с 1 герца и дошла почти до 30 герц — частоты, на которой звук уже может услышать человек.

«Частота этой «трели» необычно высока для вулкана, что трудно объяснить общепринятыми теориями», — рассказала соавтор исследования Алисия Готовек-Эллис (Alicia Hotovec-Ellis) из университета Вашингтона (США).

Считается, что некоторые вулканы издают звук, из-за того, что земная кора резонирует, когда магма вырывается сквозь узкие трещины в ней.

Дмитриева и ее коллеги полагают, что в случае Редаута причина другая. При извержении этого вулкана магма поднималась от очага вулкана к поверхности по узкому каналу, периодически застревая по дороге, пока внизу накапливалось давление, достаточное для того, чтобы протолкнуть ее дальше. Каждый раз, когда магма продвигалась наверх, происходило небольшое землетрясение магнитудой 0,5-1,5. По мере того, как давление внизу нарастало, землетрясения становились слабее и чаще, до 30 в секунду. За полминуты до извержения давление достигло максимума, движение краев тектонического разлома под вулканом стало плавным, и «трель» оборвалась.

Подобные звуки сопровождали также извержения вулканов Ареналь в Коста-Рике и Суфриер-Хиллс в Карибском море.

аляска вулканы извержение редаут