Ученые обнаружили под шельфовым ледником Росса в Антарктике на глубине примерно 750 метров от поверхности место обитания крошечных полупрозрачных рыб. В небольшом «кармане» с морской водой, окруженном льдом, они не ожидали найти кого-либо кроме микробов. Исследования проводились в рамках проекта изучения подледной жизни WISSARD, организованного университетом Северного Иллинойса (США). О находке ученых пишет сайт Scientific American.

Для исследования подледных пространств ученые опустили небольшого робота, оснащенного камерой, сквозь узкую глубокую шахту вглубь ледника Росса. Небольшие полупрозрачные рыбки, которых зафиксировал робот, живут в пространстве всего 10 метров глубиной, с трех сторон их окружает лед, а снизу — скалистое морское дно. В таких суровых условиях ранее ученым удавалось обнаружить только простейшие формы жизни.

«Экосистеме как-то удалось выжить на невероятном отдалении от солнечного света, являющегося источником энергии для большинства организмов на Земле, в условиях сильного недостатка пищи и общего запустения. Это означает, что и другие живые существа могут жить под огромными ледниками Антарктики, на неисследованных территориях величиной более миллиона квадратных километров», — прокомментировал открытие гляциолог Росс Пауэлл (Ross Powell), одна из руководителей экспедиции, начавшейся в декабре.

В начале января команда экспедиции начала бурить лед, чтобы достигнуть места, называемого линией заземления, где ледник из каменной глыбы становится плавающим в море. Достигнуть этого места им удалось 7 января. Предстоят еще долгие исследования, так что удивительное открытие подледной жизни, возможно, далеко не последнее.