Ученые нашли молекулу для создания органических полупроводников

Исследование российских ученых даст толчок развитию так называемой органической электроники.

Исследовательская команда, представленная учеными из Московского государственного университета и Института полимерных исследований в Дрездене (Институт Лейбница), показала, что молекула названием [3]-радиален может быть использована для создания органических полупроводников. Статья об исследовании опубликована в журнале Advanced Materials.

Молекула представляет собой так называемый допант — т.е. вещество, добавление которого существенно увеличивает электрическую проводимость (или меняет оптические свойства материала, но это здесь нерелевантно). Подобные допанты для неорганических полупроводников разрабатываются уже в течение нескольких десятилетий, однако в отношении органических проводников это направление изучено значительно скромнее. В настоящее время чаще всего применяются фторированные допанты. В сочетании с разными органическими полупроводниками они способны резко увеличивать их электрическую проводимость, однако подходят далеко не для всех полимеров.

Ученые предложили новый тип низкомолекулярного допанта для органических полупроводников. Радиален — небольшая плоская молекула, в которой атомы углерода соединены в структуру треугольной формы. Среди других потенциально интересных соединений оно имеет самую подходящую незанятую молекулярную орбиталь — с минимальной энергией. Это означает, что электроны относительно легко с нее соскакивают, становясь свободными зарядами и увеличивая проводимость материала, делая соединение сильнейшим допантом для органическим полупроводников.

Органическая или «пластиковая» электроника — сравнительно молодое научное направление, возникшее около 15-20 лет назад. Его цель — разработка электронных устройств на органических материалах. Такая электроника пока уступает стандартной кремниевой в быстродействии, она также пока менее долговечна. Но у нее есть и преимущества — легкость, тонкость, гибкость, прозрачность. И самое главное — пластиковая электроника значительно дешевле кремниевой.

допант органическая электроника органические полупроводники радиален