Исследователи Массачусетского технологического института разработали метод, позволяющий изолировать отдельные участки генетических цепочек, и проверили его на специально созданных искусственных клетках. Разработка обеспечит большую гибкость в генной инженерии за счет исключения влияния фрагментов цепочки друг на друга. Статья опубликована в журнале Nature Chemistry, кратко о результатах сообщает сайт MIT.

Ученые уже относительно давно умеют встраивать в клетки чуждые фрагменты ДНК, чтобы дать клетке новые функции. Но по мере нарастания сложности подобных проектов оказывается, что отдельные такие генетические компоненты могут конфликтовать друг с другом или неконтролируемо влиять друг на друга. Американские ученые нашли способ обойти эту проблему за счет изоляции отдельных участков.

Авторы работы изолировали фрагменты в липосомах, которые имеют жировую мембрану, похожую на ту, что есть у клеток. Эти искусственные клетки не живые, но оснащены клеточными механизмами, нужными для чтения ДНК и производства белков. Разделяя цепи внутри липосом, исследователи смогли создать отдельные подпрограммы, которые не могут одновременно работать на одном и том же участке, но могут работать параллельно друг с другом.

В качестве демонстрации исследователи создали схему, которая использует фрагменты ДНК бактерий, чтобы реагировать на молекулы вещества под названием теофиллин. Когда эта молекула присутствует, она заставляет другую молекулу, известную как доксициклин, покинуть липосому и войти в другой набор липосом, содержащих генетические цепи млекопитающих. В этих липосомах доксициклин активирует генетический каскад, который производит люциферазу, особый белок, который производит свет.

[Изображение: Nick Fair]