0 комментариев 772

Ученые ИАЭТ СО РАН обнаружили уникальный культовый комплекс эпохи неолита

Сейчас археологам предстоит выяснить, какое назначение выполнял этот комплекс

Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН при раскопках на памятнике Усть-Тартас-1 в Венгеровском районе Новосибирской области обнаружили уникальный культовый комплекс эпохи неолита, сообщает издание «Наука в Сибири».

Комплекс представляет собой узкий ров, окруженный небольшими ямами, в которых лежали череп собаки, кости животных и птиц, фрагменты керамики и каменные орудия. «На этом культовом комплексе был найден «приклад» (скопление орудий и предметов искусства), где была специально подложена фигура птицы размером больше 40 см — она уникальна, аналогов нет. Под ней лежала фигура лося, — это, видимо, навершие какого-нибудь посоха, — рассказал заведующий отделом археологии палеометалла ИАЭТ СО РАН академик Вячеслав Иванович Молодин. — Благодаря тому, что у нас в институте есть группа, которая занимается радиоуглеродным датированием, мы получили три даты, позволяющие говорить, что это действительно ранний неолит».

Обращение к палеонтологам показало, что фигура птицы, как и многие другие предметы комплекса, выполнена из лопатки крупного животного (лося или уже гигантского оленя, ещё не вымершего в те времена). В качестве крыла было использовано пешневидное орудие из рога — его естественная текстура поверхности напоминает сложенные перья. Сама лопатка, из которой оформлена фигура птицы, также применялась в качестве орудия с режущим краем.

Скорее всего, этот комплекс выполнял функцию святилища. Вячеслав Молодин отметил, что у фигуры, которую сейчас интерпретируют как птицу, могут быть и другие толкования: «Не исключено, что это какое-то синкретическое существо. Мы сейчас с этим разбираемся».

Под предметами искусства в прикладе лежали кости конечностей нескольких лебедей, костяные и роговые орудия разного назначения: лощила, вкладышевый кинжал, острия. Затем шел набор из мелких косточек, по мнению учёных — распущенное ожерелье, выполненное из суставов куропаток. На самом дне приклада оказались каменные орудия: нуклеус со сколотыми от него тут же отщепами, вкладышевые пластины и концевые скребки. Все вещи были плотно уложены в емкость из органического материала (он до нас не дошёл, однако между предметами отсутствовала земля, и они были расположены очень компактно).

Сейчас археологам предстоит выяснить, какое назначение выполнял этот комплекс. Они подчёркивают, что работа по нему только началась.

«приклад»