К началу 1930-х годов остатки академической автономии были практически уничтожены в результате серии масштабных сфабрикованных дел, направленных против ученых. На рубеже 1928-1929 гг началось т.н. «Академическое дело». Параллельно в 1929 году Академии прошла чистка: были уволены больше трети сотрудников Академии, смещен Непременный секретарь Ольденбург. Как писал глава правительственной комиссии Ю.П. Фигатнер, «сейчас Академии в старом виде нет, она сломлена». Мы вспоминаем судьбы двух ученых, пострадавших от произвола.

Маховик только начинал раскручиваться. Например, обильным на аресты в рамках раскрытия очередных околоакадемических заговоров был 1933 год. Отдельного упоминания заслуживают: разгром Всесоюзного института растениеводства, где чекисты обнаружили ячейку «Ленинградской областной эсеровско-народнической контрреволюционной организации» — позднее Николая Вавилова обвиняли в том, что он «защищал вредителей из ВИРа». Закрытие Мурманской биостанции — сотрудники арестованы, большая часть материалов, накопленных с 1881 года, утеряна, на месте биостанции организована военно-морская база. Арест 76 ученых по т.н. «делу славистов», известному также как «дело Российской национальной партии». Об одном из проходивших по этому делу — лингвисте Н.Н. Дурново — мы рассказываем сегодня.

Среди самых знаменитых ученых, пострадавших и погибших из-за политических репрессий, — Королев, Туполев, Вавилов, Лихачев, Сахаров. Эти имена слышали даже люди, очень далекие от науки. Интуитивно понятно, что полный список намного длиннее, но когда понимаешь, насколько он длиннее, испытываешь шок.

212 членов репрессированных членов Академии наук, 45 директоров научных институтов и 107 профессоров и докторов наук, расстрелянных в Москве, 968 репрессированных ученых-геологов… Справочную систему по репрессиям ученых в СССР начал составлять ленинградский учитель Феликс Федорович Перченок и продолжили его соратники.

Когда первый раз смотришь на эту статистику, возникает ощущение, что репрессирован был чуть ли не каждый второй — ну сколько всего ученых может быть в стране, тем более академиков? И это недалеко от истины. К примеру, сейчас членов РАН 449 человек, на 1975 год членов АН СССР было 678 человек. В декабре 1929 года штатная численность работников Академии составляла 960 человек плюс еще 830 т.н. сверхштатных. Точные цифры 1930-х годов назвать сложно, по административным причинам.

Энтузиасты проводят большую работу по возвращению имен, становится известно все больше деталей о судьбах ученых. Мы не можем рассказать обо всех, потому, следуя традиции акции «Возвращение имен», когда каждый пришедший зачитывает у Соловецкого камня в Москве имена двух репрессированных из огромного списка, тоже назовем два имени и немного расскажем об их судьбе.

 

Название изображения

Нумеров Борис Васильевич (1891—1941)

Астроном, член-корреспондент Академии наук СССР, основатель и директор Астрономического института.  Стоял у истоков советской астрофизики, разработал ряд методов исследования, в том числе метод численного решения дифференциальных уравнений (метод Нумерова), используемый и сейчас. В честь ученого также назван один из лунных кратеров и малая планета (1206) Нумеровия.

Борис Нумеров окончил классическую мужскую гимназию в Новгороде, Петербургский университет, сразу стал работать в науке, внес огромный вклад в астрономию того времени, работал в знаменитой Пулковской обсерватории. После революции не эмигрировал, но развивал науку в изменившейся стране. Считал, что советская наука должна восстанавливать утерянные связи с мировой, в частности, в период с 1924 по 1932 годы ездил в Германию, Англию, Францию, Голландию и США, организовывал совместную работу Астрономического института с учреждениями в этих странах.

Вероятно, это стало одним из «доказательств» в так называемом «пулковском деле» 1936-37 года, фигурантом которого Нумеров стал вместе с другими сотрудниками Пулковской обсерватории и других научных учреждений (более 100 человек). Ученых обвинили в «участии в фашистской троцкистско-зиновьевской террористической организации, возникшей в 1932 году по инициативе германских разведывательных органов и ставившей своей целью свержение Советской власти и установление на территории СССР фашистской диктатуры». Согласно обвинению, именно Нумеров стал организатором «контрреволюционной группы», которая готовила теракты против советского руководства и занималась разного рода «вредительством».

Ученого арестовали в ночь с 21 на 22 октября 1936 года и поместили в тюрьму Кресты. 25 мая 1937 года был вынесен обвинительный приговор по статье 58, §§ 6 (шпионаж), 7 (вредительство), 8 (террор), 11 (организация заговора против советской власти) — 10 лет тюремного заключения, конфискация имущества и высылка семьи, т.е. жены и троих детей. Из Академии наук исключен. Через несколько месяцев, в сентябре 1937 года, была арестована жена ученого, которая провела пять лет в лагерях.

Известно, что во время заключения в Крестах ученый написал три научные работы по астрономии: автоматическая машина, теория больших планет, определение склонений. Ученый отправил их в Верховный Совет вместе с просьбой о помиловании 25 июня 1937 года, дальнейшая судьба рукописей, написанных на клочках бумаги, неизвестна.

После этого прошения был выслан во Владимирскую тюрьму, а далее в 1940 году — в Орловский каторжный централ. Расстрелян 15 сентября 1941 года в Орле перед сдачей города фашистам, приговор был вынесен 13 сентября без дополнительных расследований и допросов. Обстоятельства гибели Бориса Нумерова и место его захоронения до сих пор достоверно неизвестны.

Реабилитирован 11 мая 1957 года, восстановлен в Академии решением Президиума АН 11 августа 1967 года.

 

>

Дурново Николай Николаевич (1876—1937)

Лингвист, член-корреспондент Академии наук СССР. Исследователь древнерусской письменности  и диалектов, один из создателей «Диалектологической карты русского языка в Европе». Изучал историческую грамматику русского языка, синхронную морфологию русского языка, создал первый в России словарь лингвистической терминологии («Грамматический словарь»). Многие исследования ученого и в настоящее время используются лингвистами всего мира.

Закончил 6 Московскую гимназию, в 1899 году выпустился с историко-филологического факультета МГУ. До революции работал в Харьковском и Московском госуниверситетах. После революции до 1921 года преподавал в Саратовском университете, далее вернулся в Москву, спасаясь от царившего в Поволжье массового голода. В 1924 году уехал в Чехословакию и до конца 1927 года работал в Праге и Брно. Затем возвращается в СССР, по приглашению Белорусской академии наук.

Практически сразу по возвращении Дурново подвергся нападкам за свои научные работы и долгое пребывание за рубежом. Теория языка, разделяемая ученым, была объявлена буржуазной и идеалистической, что доказывалось самим фактом публикации в зарубежных изданиях.

Арестован в 1933 году по так называемому «делу славистов» вместе с десятками других филологов и искусствоведов. Ученые обвинялись в том, что «принадлежали к фашистской партии, действия которой координировались из-за границы», в том числе планировала убийство Молотова. Дурново, в частности, припомнили его работу в Чехословакии и связи с Пражским лингвистическим кружком, и обвинили в организации «подпольного филологического правительства». Ученый был приговорен к 10 годам лагерей и отправлен на Соловки. Известно, что в лагере Николай Дурново пытался продолжать работу над своими научными трудами, но его записи не сохранились.

В 1937 году ученый на новой волне репрессий осужден вторично и приговорен к расстрелу. В следующем году были расстреляны также оба его сына — Андрей и Евгений.

Реабилитирован 26 октября 1964 года Президиумом Московского горсуда. Восстановлен в АН СССР в 1990 году.