Советский и российский физик, основатель Института прикладной физики РАН, лауреат государственных премий СССР и РФ, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН Андрей Викторович Гапонов-Грехов скончался в возрасте 95 лет, не дожив пять дней до своего дня рождения.

«Мы не имеем право погубить свою науку: ведь это одна из немногих областей, где еще возможна настоящая свобода творчества», — считал А.В. Гапонов-Грехов. Всю жизнь ученый строил науку, которая для него была неразрывно связана с развитием общества и пониманием жизни.

В юные годы экстерном окончил школу, поступил в Политехнический институт, но затем перевелся в Горьковский государственный университет на радиофизический факультет, основателем и первым деканом которого была мать академика М.Т. Грехова. Научной была вся их семья. Родители познакомились на физико-математическом факультете Московского университета и 67 лет шли вместе по жизни и в науке. Но как рассказывал сам Андрей Викторович, родители никогда не пытались привить сыну любовь к физике, вызвать интерес к науке: «Вот вы спрашиваете, как в мою жизнь вошла наука. Не знаю, как и в какой момент это произошло. Вообще у меня ощущение, что она не входила, а была там всегда. Ну а в практическом смысле она входила своими возможными проекциями. Мне все время хотелось чем-то заниматься. Учась в школе, я поступил в кружок во Дворце пионеров, где нас учили пахать землю. Это было очень интересно».

В школьные годы А.В. Гапонов-Грехов работал на полставки учеником слесаря, поэтому «на школу времени не оставалось совсем». Это не помешало ему стать блестящим специалистом. Когда возник вопрос о поступлении в вуз и выборе физической специальности, отец академика В.И. Гапонов, чтобы проверить подготовку сына, дал задачу, с которой не справлялись многие студенты. Когда школьник решил ее за десять минут, все сомнения отпали. «И никогда я не занимался наукой. Я просто делал то, что мне интересно. А понял я вот что. Очень важно не выучить формулы, не вызубрить материал, а понимать то, что ты делаешь. Не понимаешь — пойми или не делай», — поделился в одном из интервью А.В. Гапонов-Грехов.

Получать удовольствие от научного результата и трудиться ради этого большого чувства академик учил школьников, которые приходили к нему в гости, и своих коллег, начинавших под его руководством в Институте прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде, основателем которого был Андрей Викторович. В одном из интервью доктор физико-математических наук А.Г. Лучинин рассказал об управленческом таланте А.В. Гапонова-Грехова: «Можно много говорить об Андрее Викторовиче как о большом ученом и выдающемся организаторе науки, но мне кажется, что ко всем этим качествам следует добавить еще одно его свойство — он мастер человековедения! Именно способность безошибочно оценивать людей, с которыми взаимодействует, позволила ему создать коллектив единомышленников с высоким IQ и не менее высоким индексом порядочности, если бы такой можно было ввести...».

Президент Российской академии наук В.Е. Фортов (2013 — 2017) однажды отметил: «Академика А.В. Гапонова-Грехова характеризует очень высокий научный и моральный уровень. Я убежден, что Андрей Викторович — ученый нобелевского уровня, настолько много он сделал ярких, пионерских выдающихся работ».

Работы проделано действительно много. Еще в студенческие годы А.В. Гапонов-Грехов разрабатывал теории электромагнитных излучателей в распределенных резонансных системах. Уже в 29 лет он стал доктором физико-математических наук, в 38 — членом-корреспондентом АН СССР, а в 42 — академиком. А.В. Гапонов-Грехов заложил основы нелинейной динамики распределенных систем, способствовал развитию нелинейной оптики, акустики, динамического хаоса. Теория индуцированного излучения классических нелинейных осцилляторов считается одной из самых ярких его работ. На ее основе был сформулирован новый принцип генерации и усиления электромагнитных волн, а также сконструированы новые приборы — гиротроны, ставшие самыми мощными генераторами и усилителями когерентного излучения. А исследования релятивисткой электроники привели к изобретению целого класса аппаратов, которые генерируют наносекундные импульсы гигаваттного уровня пиковой мощности.

По инициативе А.В. Гапонова-Грехова был освоен низкочастотный диапазон звуковых волн для диагностики океана, под его руководством созданы первый в СССР лазер на отечественном кристалле рубина, первые в России фемтосекундные лазерные комплексы различных уровней мощности, что способствовало развитию физики сверхсильных электромагнитных полей в нашей стране. А.В. Гапонов-Грехов также поддерживал ведущие научные школы, создавал программы для молодых ученых. Он считал, что  «живые научные школы с их лидерами — главный резерв для развития стратегических научных направлений». Труд Андрея Викторовича признан на мировом уровне и удостоен наград СССР, РФ и международных премий.

Коллектив портала «Научная Россия» и журнала «В мире науки» выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам Андрея Викторовича.

Фото из архива портала «Научная Россия»